Тощего мы уже какое-то время не пускали в свой круг. Поэтому он всячески пытался вернуть наше доверие и дружбу. Сегодня* он нам с Пчёлом заявил, чтобы непременно зашли к нему домой. У него, мол, есть кое-что интересное — нам показать. Мы насмешливо ответили: «Что ж у тебя там, ворованные мешки с сахаром? Большевистские агитки?»
ПЕРСОНАЖ
Андрей Калниньш, 17 лет (родился 20 июня 1900 года).
Сын владельца садоводства в Цесисе. Идеализирует латышских стрелков и мечтает к ним присоединиться. Родители категорически против — в особенности мать (один ее сын, Мартиньш, погиб в Рождественских боях). Отец Андрея состоит в Латышском крестьянском союзе. В рамках проекта #LV99плюс Андрей ведет дневник и делает записи в Facebook.
Тощий с досадой огрызнулся: прекратите, мол, издеваться. Больно надо ему за нами бегать. Если хотим, встречаемся после последнего урока у школьных дверей. Он нас ждет пять минут, и, если мы не появляемся, уходит. А мы сами будем виноваты. Мы с Пчёлом посовещались, стоит ли на Тощего полагаться.
Он у нас доверия не вызывает, да и проблем от него немало. В конце концов решили все же, что дадим бывшему другу еще один шанс.
Тощий, увидев, что мы идем, широко улыбнулся. С ним стоял Янка-маленький, который всегда был больше Тощего дружбан, чем наш. Пошли толпой домой к Тощему. Он, когда добрались, объявил, что сейчас мы увидим что-то потрясающее.
Тощий завел нас в свой дровяной сарай, где у него был особый тайник, переполз через поленницу и осторожно достал какой-то ящик. Янка-маленький помог ящик стащить и так же бережно поставил на пол перед нами.
Спустившись с поленницы, Тощий медленно и почти торжественно подошел к ящику.
Мне это все казалось несколько смешным: ну что там внутри могло быть такого? Тощий медленно поднял крышку, и нашим глазам явились два уложенных на солому предмета. В полумраке сарая они выглядели молотками, Пчёл так и спросил: «Раз ты нас позвал показать молотки, думаю, как минимум у Тора их спер».
Тощий срезал: «Ты дурак или слепой? Это гранаты!»
Ошеломление на наших лицах заставило Тощего расплыться в улыбке. Оказывается, на Цесисском рынке можно купить не только значки и фуражки, но всякого рода оружие и боеприпасы — винтовки, револьверы, пулеметные ленты, гранаты и все остальное, что только можно себе представить.
ПРОЕКТ
#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.
Спросили, как же Тощий их достал. Тот ответил, что, мол, обменял на сахар, и держит теперь до новогоднего вечера, когда и собирается взорвать. Мы тоже можем присоединиться, надо только извиниться за причиненный ему моральный ущерб и дать новую клятву дружбы. Пчёл ни минуты не колебался с мировой.
Я опасался, что нас с гранатами могут поймать — и жестоко накажут, к тому же я все еще видел в Тощем большевика и преступника.
Но в этот момент все остальные уже заключили мир. И к тому же я хотел посмотреть, как взрываются гранаты. Извинился-таки перед Тощим — мы опять друзья.
(* 1918 год. 3 января. По старому стилю: 1917 год. 21 декабря. Запись в дневнике.)