«Вообще-то нас тут двое. Кроме меня, есть еще организация Room 13, ее создала Иева Йохансон. Мы встретились в прошлом году и задумались о создании творческого пространства. Помещения не нашли, а потом случилось то, что случилось, в Даугавпилс приехали украинские беженцы, и наша идея трансформировалась.
Здесь в реновированном доме мы расположились в квартире № 13 (никаких суеверий, прекрасное число!), и по вторникам к нам приходят разные люди. Я произнесу это серьезное слово – интеграция. Да, мы хотим, чтобы беженцы познакомились друг с другом, с местными жителями. Может быть, у кого-то появятся друзья. Главное – отвлечь от грустных мыслей, погрузить во что-то позитивное. Никаких правил у нас нет, свободные разговоры. Вот думаем, как Пасху отметить. Может быть, стоит провести какой-нибудь мастер-класс по раскраске яиц. Многие украинские женщины готовы поделиться своими кулинарными секретами, готовы научить даугавпилчанок, как правильно варить борщ и делать вареники. Есть и другие задумки.
Я тут «замутила» один проект, если удастся его выиграть, то украинцы будут гулять по Даугавпилсу и фотографировать необычные окна. Мы очень хотим, чтобы они творчески взглянули на наш город, увидели в нем много интересного и красивого», - рассказала Rus.Lsm.lv И. Онзуле.
В «хорошую квартиру» № 13 входят Тамара с внучкой Викой. Они приехали из Житомира. Дочка Тамары и мама Вики Ирина сегодня не пришла – продолжает работать, теперь удаленно.
«Нас бомбили несколько раз, мы прятались в убежище. По соседству сгорело несколько домов, люди погибли. Рядом в больнице, где я до пенсии работала, стекла от взрывов выбиты, двери сорваны. Еще бомбы попали в ТЭЦ и в школу. Наш дом уцелел. Боев не было, только бомбежки. Мы быстро выехали, 8 марта уже в Даугавпилс приехали. Тут у меня родственница – братова (жена брата мужа - Rus.Lsm.lv), вначале мы у нее пожили, но дом старый – с печным отоплением и рукомойником, поэтому перебрались в общежитие. Там всё идеально», - говорит Тамара.
Внучка учится удаленно. Но одних уроков мало, Вика уже начала ходить в художественную школу («Какая красивая!» - в глазах ребенка неподдельное восхищение), собирается на каратэ («У меня оранжевый пояс, надо дальше идти, я очень хочу!»). А больше всего в Даугавпилсе ей нравятся … тароматы: «В Житомире таких нет. Суешь бутылку, и чек вылезает. Чек – это денежка. Может, я богатой стану…»
Тамара чувствует себя в Даугавпилсе абсолютно комфортно: «Тихо у вас, без бешенства. Водители такие вежливые. Кажется, я бы у вас машину могла водить, у себя не решаюсь – как сумасшедшие все носятся. Я по жизни гибкий человек, мне со всеми легко. Я не сталкивалась тут с негативом, вижу много людей, желающих помочь. Была на митинге, потом на концерте. Спасибо! Так пронзительно – до слез! Мы понимаем, что надо учить латышский язык. Без языка в чужой стране нельзя. Мне пришлось по контракту пять лет работать в Ливии. Для бумаг там английский годился, но чтобы на базар сходить, с людьми поговорить, нужно было знать арабский. И я выучила, свободно разговаривала.
Сейчас с Викой латышский учим, уже считать до десяти умеем, поздороваться и попрощаться. Но домой хотим… Наверное, через несколько недель двинемся…»
Rus.Lsm.lv встретил тут Аксению Карпачёву – с ней познакомились во время разговора с Людмилой Левченко – они «хоккейные» мамы, приехали в Даугавпилс первым автобусом.
«Мы всё время общаемся со своими мужчинами, они защищают родину. Рвемся домой, но они сказали – вы за границей можете больше пользы Украине принести и поручили нам плести маскировочные сети. Нам помогли, разные люди откликнулись, привезли нам сети, конфискованные у браконьеров. Кусочки ткани тоже нашлись. Вроде, всё есть, но помещения нет. Мы живем в общежитии медицинского колледжа, нас услышали и выделили комнату для плетения. На днях начинаем. Дети тоже хотят участвовать, я даже удивилась. Только домой очень хочется…», - поделилась Аксения.
Надя, Инна и Настя держатся вместе, говорят друг с другом по-украински, но тут же легко переходят на русский язык. Приехали из Львова.
«Нас не бомбили. Мы мамы футболистов, предложили уехать именно по футбольной линии, есть договоры между латвийскими и украинскими футбольными организациями.
Во Львове большие проблемы из-за того, что к нам приехало очень много людей с востока страны. Но мы не ссоримся, всё мирно. Не думайте, пожалуйста, что мы такие бандеровцы…
В Даугавпилсе приняли нас хорошо, вкусно кормят, есть крыша над головой. Надя маленькую собачку с собой привезла – о ней все хотят заботиться, на вахте в общежитии оставляют для нее вкусняшки, одежду принесли. Мы ходили в костел, орган очень понравился. Вспомнили родную церковь. Потом гуляли за городом – у озера Стропы. Лебеди так смешно по льду ходят… Как солнце засветило, родные места вспомнились. Домой хочется», - со слезами рассказывают женщины.
Немного помялись и добавили: «Бывает на нашу украинскую мову люди в магазине, общественном транспорте реагируют не очень добрыми репликами. Мы стараемся не брать это в голову. Плохое надо писать на песке, а хорошее – в сердце».
За пару часов все наговорились и разбудили в себе художников. Рисовать можно было что угодно – «рулили» цветы, деревья, причудливые узоры. Всё яркое, жизнеутверждающее и вселяющее оптимизм. Слава Украине! Добра и милосердия Даугавпилсу…