В Латгалии у пяти самоуправлений нет собственной муниципальной полиции - Резекне, а также Ливанский, Резекненский, Аугшдаугавский и Вараклянский края. По закону с 1 января 2024 года подобная структуру должна работать в каждом муниципалитете. Исполнительный директор Аугшдаугавской краевой думы Петерис Дзалбе отмечает, что месяц назад на встрече с министерствами, говорилось о возможности изменений в законе, если их не будет, то исполнение закона получится формальным:
«Делегируешь функцию самоуправлению, делегируешь и деньги. Мы не сможем выполнить рекомендацию государственной полиции, которая сказала, что минимальный состав полиции - 13 человек. Если мы считаем, то это минимум полмиллиона евро. Таких денег у Аугшдаугавского края на данный момент нет. С 1 января мы можем обеспечить полтора человека - это начальник и замначальника. Юридически мы можем создать структуру, она будет работать, выезжать, смотреть».
Председатель Ливанской краевой думы Андрис Вайводс отмечает, что пока нет ясности каким будет окончательное распределение обязанностей и перечень требований. Кроме необходимости искать деньги в краевом бюджете на содержание новой структуры, есть сомнения, что получится найти сотрудников.
«Главные, что беспокоит - это рабочая сила. В любом случае этим людям необходимо обладать определёнными навыками. На мой взгляд у этих людей должен быть уровень подготовки равный работы в Госполиции. На сегодняшний день - это не выполнимо из-за нехватки денег, а также проблем с кадрами. Новые правила меня пугают, точнее не пугают они не выполнимы».
Но тут же Андрис Вайводс отмечает, что самоуправление выполнит закон и в любом случае создаст структуру. Скорее всего это будет 2-3 человека:
«У нас в Ливанах идеальное сотрудничество с Госполицией. Многие вещи на мой взгляд не продуманы. Госполиция выполняла же свои обязанности и хорошо выполняла. Теперь надо перекраивать и рисковать, что в итоге получится. Ну тогда обязательно, накладывая дополнительные обязательства, необходимо предусматривать и финансирование».
Резекне - единственный город без собственной полиции самоуправления. Точнее её расформировали в 2014 году, тогда в Резекне работало 28 полицейских. Председатель городской думы Александр Барташевич, не сожалеет, что 9 лет назад отказались от муниципальной полиции, и считает, что на безопасность это не повлияло. Сейчас разрабатывают правила в каком виде структура заработает с нового года:
«В октябре примем первые решения по учреждению полиции. Потом надо будем принимать по конкурсу руководство, полицейских и так далее. Это может занять пару месяцев, как раз к 1 января следующего года успеваем. Я думаю, это будет 4-5 человек. Восстанавливаем исключительно только потому, что закон велит нам это делать. Конечно, никакой ошибки не было».
Министр регионального развития и защите окружающей среды Марис Спринджукс считает странным, что кому-то не удаётся создать муниципальную полицию, так как административная реформа предусматривала создание сильных самоуправлений:
«Самоуправления могут сотрудничать с соседями, создав общую муниципальную полицию, но чтобы совсем не создавать - это недопустимо. Если есть финансовые проблемы, то можно попросить помощи со стороны государства. Но просто не делать, сказав, что нет денег, то так нельзя. Тогда возникает вопрос, а способно ли такое самоуправление, точнее можно ли ему называться самоуправлением, так как только что прошла административная реформа. Смысл реформы и был в том, чтобы создать сильные самоуправления с большими ресурсами».
На начало этого года в семи самоуправлениях не было собственной муниципальной полиции. За это время структуру создали в Мадонском крае. Возможно именно с ними скооперируется Вараклянский край. В Аугшдаугавском крае не исключает также вариант сотрудничества с Даугавпилсом. Пока же по сообщению Министерства внутренних дел ни один из муниципалитетов не создал общую с соседями полицию самоуправления.