В данный момент акциями государства управляют министерства, обязанности собственников выполняют в основном госсекретари. Поэтому политики, занявшие посты министров, могут попытаться на предприятия влиять.
Чтобы это влияние уменьшить, как указывает декларация правительства Кришьяниса Кариньша, управление госпредприятиями стоит централизовать.
Межведомственный центр уже разработал вариант реформы. Он предусматривает, что доли капитала 9 госпредприятий — в том числе Latvenergo, Latvijas dzelzceļš и Latvijas Valsts meži — передадут новой компании, которая вместо министров будет выполнять обязанности акционеров, например, выдвигать советы и ставить финансовые цели. В новой фирме держателем капитала и контролером станет Межведомственный центр, который напрямую подчиняется премьер-министру.
«Предложение Межведомственного координационного центра, мне кажется, можно поддержать. Он предлагает одну модель, где мы можем полностью деполитизировать управление предприятиями и считать их государственными активами, и нам как обществу надо понять, как получить от них больше всего пользы», — отметил Кариньш.
Хотя политики реформу в целом поддерживают, они не сходятся в деталях. Например, Министерство финансов против, чтобы находящееся в его собственности Augstsprieguma tīkls находилось «под одной крышей» с Latvenergo: европейская директива указывает, что торговец электричеством должен быть отделен от оператора, который занимается распределением. Неясно также, сколько будет стоить реформа — и не слишком ли широк первый шаг.
«Надо ли начинать эксперименты со стратегически важных предприятий? Конечно, есть аргументы за и против — с каких обществ капитала начать. При этом риски с крупными обществами капитала определенно больше», — считает Артис Лапиньш, глава Юридического департамента Минфина.
Возражения есть и у Министерства сообщения. Непонятно, какая именно роль в управлении предприятием останется министерству. Например, отчуждением земли для железной дороги будет заниматься держатель капитала Latvijas Dzelzceļš — или все-таки министерство, и будет ли у новой компании достаточно опыта и ресурсов, чтобы решить этот и другие вопросы.
Разделение обязанностей между министерствами и новым держателем акций неясным называет также Андрис Графс, глава Балтийского института корпоративного управления в Латвии. Он подчеркивает: это важно уточнить — и для того чтобы все стороны знали, что должны делать, и чтобы предприятия не подвергались политическому влиянию.
«Если все эти элементы не будут определены в нормативных актах, законе об управлении долями капитала, мы не можем ожидать, что произойдет чудо и политическая власть не воспользуется возможностью «помочь» централизованному управляющему лучше понять, какие решения стоило бы принять», — считает Графс.
«Достаточно много возражений против изменения существующей системы. Это мы понимаем, потому что и в 2015 году, когда уже осуществляли изменения и предприняли существенные шаги в сфере управления обществами капитала, было очень много возражений, очень долгих политических дискуссий», — говорит Петерис Вилкс, глава Межведомственного центра.
Авторы реформы подчеркивают, что только начали собирать возражения. Пока неизвестно, когда доклад попадет на стол правительству. Главной предпосылкой, которая позволит реформе не остановиться, будет политическая воля.