Инициативе о нератификации Стамбульской конвенции дали ход

Сейм дал ход общественной инициативе о нератификации Стамбульской конвенции. Депутаты парламентской комиссии по мандатам, этике и заявлениям обсудили предложение, подписи за которое были собраны около 5 лет назад. И хотя с того момента Суд Сатверсме успел сказать своё слово о конвенции, а минблаг готовит новое предложение о её ратификации, депутаты решили рассмотреть и противоположный вариант, рассказывает передача «Сегодня вечером» на Rus.LSM.lv.

Латвия не должна присоединяться к Стамбульской конвенции — еще в 2018 году на портале manabalss.lv под соответствующей инициативой были собраны необходимые подписи. На сегодняшний день — это уже более 13 тысяч. И только сегодня комиссия Сейма по мандатам, этике и заявлениям решила рассмотреть этот вопрос.

Инициатором коллективного сбора подписей против конвенции был Андрис Шимфс.

«Если мы ратифицируем, как страна, эту конвенцию, то это грозит нам повышенной административной нагрузкой и ограничением нашего самоопределения. Поскольку надо будет выполнять требования GREVIO — это орган, следящий за исполнением конвенции», — объяснил он.

Представители Министерства благосостояния возражали: конвенцию надо принимать, как можно быстрее, поскольку требуется радикально изменить подход к борьбе с насилием в семье и перейти от констатации факта насилия к превентивным действиям.

«В 2022 году Госполиция обобщила данные по насилию. Было зафиксировано 664 случая. В 616 эпизодах пострадавшими были женщины или дети. Статистика очевидна»,

— сообщил парламентский секретарь Министерства благосостояния Артем Уршульский.

На это отреагировал председатель фракции «Национального объединения» Райвис Дзинтарс: «Вы упоминали превентивные меры по предотвращению насилия. Что сейчас мешает превентивной работе, без ратификации Стамбульской конвенции? Что мы не можем сделать без нее и что мы точно сможем сделать с ней?»

«Одна вещь, которая, как мы действительно видим, не работает хорошо — это взаимодействие между инстанциями, когда происходят случаи насилия. Еще одно наше слабое место -- реакция правоохранительных органов на случаи насилия», — ответил А. Уршульский.

Представители неправительственных организаций, которые непосредственно сталкиваются с жертвами насилия в семье, просили депутатов не продвигать инициативу о нератификации дальше, поскольку конвенцию нужно принять как можно скорее.

«Давайте говорить открыто: это еще и финансовый вопрос. Те страны, которые присоединились к Стамбульской конвенции, получили дополнительное финансирование. У нас достаточно социальных программ, на которые выделено не так много средств. Это тоже очень важно», — отметил представитель общества Skalbes Райво Вилцанс.

А представитель центра Marta Беата Йоните постаралась развеять связанные со Стамбульской конвенцией страхи: «Эта конвенция не может ввести новый пол, это не какое-то оружие или документ, который может помочь реализовать права трансперсон, разделить семьи или поменять брачные статусы. Это международный договор, который имеет одну цель — снижение насилия».

Юрист Байба Рудевска напомнила депутатам о 89 статье Конституции, и о том, что подписанные государством конвенции становятся выше местных законов.

«Если государство присоединится к Стамбульской конвенции — ратифицирует, и она вступит в силу, то мы не сможем ссылаться на трудности местного законодательства, чтобы отказаться ее применять,

поскольку принцип признания международных договоров закреплён в Венской конвенции, и он затрагивает также нашу Конституцию», — сказала она.

Этот момент вызвал озабоченность ряда депутатов и председателя комиссии Яниса Вуцанса.

«В моем понимании, чтобы не появлялись конституционные риски, то ее вообще можно ратифицировать только с конституционным большинством — двумя третями голосов. Может получиться, что через одну такую ратификацию мы можем повлиять на свою Конституцию», — поделился он.

И это несмотря на то, что еще в 2021 году суд Сатверсме признал, что Стамбульская конвенция соответствует конституции.

В итоге члены комиссии большинством голосов проголосовали за то, чтобы инициативу о неприсоединении Латвии к Стамбульской конвенции передать на рассмотрение комиссии по иностранным делам. Только два депутата были против.

В Латвии вопрос о ратификации Стамбульской конвенции возникает регулярно, и сейчас он снова оказался в повестке дня общества и политиков после того, как в Екабпилсе 53-летний Леон Русиньш убил бывшую спутницу жизни, которая многократно обращалась к правоохранительным органам с просьбой защитить ее.

4 июля 2023-го стало известно, что Министерство благосостояния подало на согласование и утверждение законопроект о Стамбульской конвенции: ведомство предлагает применять конвенцию с оговоркой, что государство будет руководствоваться нормами Сатверсме.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное