Бывший бездомный с редким для мужчины именем Инга — один из десяти обирателей лиепайского ночного приюта, присоединившихся к проекту «Жилье прежде всего». Самоуправление выделило ему однокомнатную квартиру, обои и краску для косметического ремонта, который он уже сделал. А благотворительная организация предоставила мебель, посуду и другие предметы быта. Большинство своих вещей мужчина потерял вместе с маминой квартирой — она не была приватизирована. Когда мать умерла, мужчина прожил там несколько месяцев, не оплачивая коммунальные услуги. Его выселили.
Сейчас с помощью ментора Инга получил работу — теперь он дворник, получает минимальную зарплату. Сейчас коммунальные платежи покрывают из финансирования проекта. После — придется самому.
Инга Пурис — бывший бездомный, еще один участник проекта: «Я надеюсь, что смогу. Почему нет? Так много тут не будет. К тому же у меня есть статус малоимущего».
С десятью бывшими бездомными Лиепаи работают 4 ментора, то есть наставники, которые регулярно навещают своих подопечных, помогают найти работу, и решить вопрос о социальных выплатах, некоторым помогают получить группу инвалидности. А поскольку многие имеют проблемы с алкогольной зависимостью, также привлекают нарколога и других специалистов, рассказала координатор проекта в Лиепае Гуна Крегере-Медне:
«Они не чувствуют, что они в безопасности, иногда не доверяют государству, самоуправлению, медицинскому учреждению. Так что там есть вопросы, которые не решались очень долго».
Есть отдельные случаи, когда бывших бездомных находят в квартире с компанией собутыльников. Но в основном люди активно сотрудничают, чтобы поменять свою жизнь, отметили организаторы.
«Критерии, по которым их отбирали — например, бездомный не должен быть долгосрочным клиентом ночлежки, чтобы еще была надежда и желание у человека что-то изменить в его жизни. А также тех, кто еще находится в трудоспособном возрасте», — пояснил заместитель директора социальной службы Лиепаи Айнар Бунка.
Проект предусматривал финансирование для 100 бездомных — по 3000 евро на квартиру и наставника каждому. Но столько желающих найти не удалось. Многие из тех, с кем связались, признались, что им лучше в приюте, с друзьями — и менять свою жизнь они не хотят.
«Как поставщики услуг в Лиепае, мы были удивлены тем фактом, что им так сложно перейти от жизни в большом сообществе, к жизни самостоятельной», — признала Гуна Крегере-Медне.
«Если посмотреть на мировую практику, то в этой целевой группе всего 30% избавляются от жизни на улице и зависимостей», — говорит директор секретариата Фонда общественной интеграции Зайга Пуце.
Ожидается, что по окончании пилотного проекта, то есть в конце этого года, выданную квартиру бездомным придется покинуть — но ответственные учреждения уже начали обсуждать, как помочь подопечным и после проекта. Полученные результаты оценят, и, возможно, введут проект как постоянную социальную услугу.