Больничные тайны и риск заразиться: инструменты одноразовые только в теории

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

В прошлом году гепатитом С заболели более 1800 человек — и 11, возможно, заразились в медучреждении. Таковы данные Центра контроля и профилактики заболеваний. Кроме того, в реанимации другой болезнью заражается каждый третий, а в целом в медучреждениях заболевает чем-либо еще один из 20 пациентов, сообщает Latvijas Radio.

В Латвии только один раз доказали, что пациент заразился из-за инструмента, пока в больнице лечился от другого недуга. Остальное — подозрения пациентов.

Они с журналистами говорить отказались, однако согласились на беседу две медсестры. Им приходится выбирать — следовать указанию руководства и отдавать врачам использованные и стерилизованные инструменты, или действовать по закону и снабжать новыми.

Наталья долгое время работала сестрой в одной из рижских больниц, находящихся в подчинении государства.

По ее словам, по указанию руководства одноразовые инструменты требовали использовать повторно — два и даже четыре раза.

На вопрос, для каких именно манипуляций повторно используются одноразовые инструменты, она ответила — для самых разных. Наталья отметила, что с повторно использованными инструментами можно заразить такими инфекциями, как гепатит В или С, ВИЧ и другими, передающимися через кровь. В случае гепатита С достаточно ничтожного количества.

Она также рассказала, что был и опыт повреждений из-за повторного использования инструмента. «Конечно, были. Был даже случай, когда при использовании одноразового инструмента для сшивания кожи он не зашил качественно, и надо было делать большую операцию».

Однако и в случае, если пациент уверен в вине персонала, он, вероятно, спор проиграет. «Пациенту можно сказать, что объем сделанного может увеличиться. Можно сказать, что он уже был болен, поэтому появилась инфекция — у вас была высокая температура, но вы просто не заметили. Поэтому вы сами виноваты, а не мы...

Это мое слово против слова пациента, но я могу взять его историю болезни и задним числом просто написать»,

— добавила Наталья.

Однако обычный пациент вряд ли отличит новый инструмент от уже использованного. «Одноразовый инструмент в оригинальной упаковке. Обычно это пластиковая упаковка, там есть специальная наклейка производителя. Если инструмент используется повторно, его кладут в пакет или стерилизационный кармашек. Там совсем другие наклейки. Но пациент отличить не может, он просто не знает. Есть инструменты, которые используют три раза — на нем тогда просто рисуют крестики, чтобы знать, сколько раз уже использовали, потому что в пятый или шестой раз это действительно может быть очень опасно», — отметила Наталья.

Своим опытом поделилась еще одна сестра: она работала в больнице за пределами Риги и попросила не называть ее имени.

«У старшей сестры была точка зрения, что надо экономить деньги отделения. Поэтому она вынуждала делать это — кислородные маски не надо выбрасывать, но дезинфицировать и потом использовать второй раз, третий... сколько возможно».

Саму маску почистить можно. «Но этот провод мы, конечно, не можем полностью дезинфицировать, особенно в середине кислородной трубки, там скапливается конденсат от предыдущего пациента. И теоретически, и практически мы никогда не можем полностью дезинфицировать. Другой пациент вдыхает чужие инфекции и бактерии. При это есть несколько устойчивых к дезинфицирующим средствам», — признала сестра.

Заболевания могут быть очень тяжелыми.

«Все понимают, какие проблемы могут появиться у человека — он просто может не выйти из больницы. Это ужасно»,

— признала сестра.

Наталья также пояснила, что о происходящем в больнице знают люди на разном уровне. «Туда вовлечен не только операционный блок или процедурная, но и отделение стерилизацию, потому что именно они принимают инструменты для мытья, стерилизации и дезинфекции. Я подписываю документы, своей подписью подтверждаю, что все сделала правильно. Ели пациент хоть один раз докажет, что нет, я не делаю правильно, это тюрьма! При этом для меня, а не моего начальника, который скажет — ничего не знаю, сестра сама это придумала».

Гундар Лацис, глава Отделения стерилизации Больницы Страдиня, считает, что стоит учитывать три вещи.

«Первый аспект этический — если производитель указал на маркировке, что на один раз для одного пациента, нормально было бы использовать один раз для одного пациента, а потом уничтожать. Второе — технологический аспект: можем ли инструменты очистить... «Мы» говорю о тех, кто это делает, не о Страдиня. Если вымыть не можем, нет смысла бороться.

В свою очередь, третий аспект — финансовый: очень маленькая часть, 3% всех инструментов, достаточно дорогие, поэтому не всегда пациент или государство может их себе позволить».

Он сперва указал очень жестко: закон требует, чтобы одноразовые инструменты использовались один раз. Однако позже Лацис отметил, что теоретически одноразовые инструменты можно без вреда чистить и использовать повторно.

«Реально надо использовать только один раз. Повторное использование — это нарушение!» — заявила глава Отдела контроля медицинских учреждений Инспекции здравоохранения Константия Рейнфелде.

Несколько лет назад инспекция наказала больницу, которая стерилизовала одноразовые инструменты для лечения сердца.

«Мне надо сказать, какой был штраф? До 350 евро предусмотрен штраф»,

— заявила Рейнфелде.

Однако, основываясь на данных той же Инспекции здравоохранения, еще в начале года специалист Департамента фармацевтики Минздрава Эдгар Страутиньш подчеркнул, что нарушения нашли в нескольких больницах.

«Они несколько раз выписывали административный штраф за то, что медицинские учреждения повторно используют одноразовые медицинские инструменты», — добавил Страутиньш.

Юрис Бейкманис, юрист, глава пациентского общества Saknes, отметил: доказательств нет, потому что врачи и медперсонал бояться громко о происходящем заявлять.

«Никто громко не хочет говорить — и прикрывают нарушителя, и избегают неприятных последствий — пациенты начнут сторониться каких-то больниц.

Это страх говорить, это нежелание говорить о проблемах, которые решить совсем непросто. В определенном смысле страусиную политику реализуют»,

— добавил Бейкманис.

«В 2016 году в Даугавпилсе было семь острых случаев гепатита В. Пациенты лежали в Урологическом отделении нашей больницы. Сразу было расследование, которое провели Центр профилактики и контроля заболеваний и Инспекция здравоохранения. Центр это вроде бы связал с нами, но прямых доказательств, что это из-за нашей халатности или по нашей вине, не было. Поскольку все санитарно-гигиенические нормы мы старательно соблюдаем — даже у Инспекции здравоохранения не было возражений. С того момента больше никаких острых случаев гепатита В или С не было», — рассказал глава лечебной части Эдгар Левканс.

Больница, однако, многое изменила, в том числе наняла новую главную сестру — теперь этот пост занимает Наталья Дегтярева. По ее словам, с того момента разработали новые требования гигиены и управления качеством, создали команду контроля за инфекциями, регулярно проводят проверки.

И главная сестра, и главврач подчеркнули, что одноразовые инструменты в больнице повторно не используют. На вопрос о пути распространения гепатита Левканс ответил:

«Сложно сказать! Сложно сказать, потому что нарушений с нашей стороны не было».

Однако больница все равно провела реформы. Левканс пояснил: хотя Центр профилактики и не смог указать, в чем конкретно причина, администрация, чтобы избежать будущих сложностей, решила уволить и руководство отделения.

В Лиепае же нашли законный способ повторно использовать одноразовые инструменты.

Это в письме подтвердила представитель Лиепайской региональной больницы Индра Грасе. «Лиепайская больница в 2013 году заключила соглашение с германской компанией Vanguard AG, которая обеспечивает стерилизацию медицинских инструментов и проверку на соответствие международным стандартам. Соглашение было выгодным, поскольку инструменты для операций очень дорогие... Однако с развитием технологий изменился и набор медицинских инструментов. Лиепайская больница максимально использует инструменты последнего поколения, и в данный момент их невозможно повторно стерилизовать. Поэтому последние два года у больницы не было необходимости пользоваться услугами компании».

«Немцы были достаточно умны, они позволили повторную обработку одноразовых инструментов. То же самое сделала и Англия. И американцы то же самое делают, у них целая ассоциация. В свою очередь, Франция настроена категорически против»,

— отметил Лацис.

Напрямую он не сказал, но по намекам можно сделать вывод, что в последнее время разговоры о проблемах в Латвии — лобби крупного иностранного бизнеса, указывает Latvijas Radio.

Сам Лацис чистку инструментов поддерживает, но предупреждает — надо соблюдать несколько условий. «Образование и законодательная база. Это не должны делать в каждом медицинском учреждении — идеально это могло быть в Латвии одно предприятие с государственным, частным или смешанным капиталом. Контролировать его должно Министерство здравоохранения», — отметил Лацис.

Бейкманис против идеи не возражает, но указывает: пациента надо проинформировать, что инструменты используются повторно. Кроме того, должна быть гарантия, что человека ничем не заразят. Бейкманис считает, что стерилизовать инструменты должен производитель. Можно также вести речь о привлечении страховщика, чтобы он взял на себя риск совместно с производителем и медиками.

В данный момент на уровне ЕС разрабатывается норма — два документа будут регулировать использование медицинских инструментов.

Они вступят в силу в мае 2020 года и коснутся в том числе работы с одноразовыми инструментами.

Норма заставит решить — разрешить стерилизацию инструментов и создать нормативные акты, или категорически запретить. Минздрав с ее введением пока не спешит. Страутиньш пояснил, что сперва соберут мнения больниц. «Больницы заинтересованы, чтобы такая возможность в Латвии была», — указал он.

Пациентские организации — против. «Они беспокоятся за безопасность пациентов. Однако, с учетом того, что этой практике уже 30 лет, это делают такие богатые страны, как Германия и Великобритания, опасений не должно быть. Вопрос только, готовы ли мы следовать — это не просто и не дешево», — подчеркнул Страутиньш.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное