Министр признала, что убийство давно преследуемой своим экс-супругом женщины в Екабпилисе является позором для страны. «И позор, что эта тема — насилие над женщинами — до сих пор не считается в нашей стране уголовным преступлением, которое надо расследовать и судить, но которое можно высмеивать — и такие отношения бывают», — заявила она.
Стамбульская конвенция
Конвенция о предотвращении насилия в отношении женщин была разработана Советом Европы и открыта для подписания в 2011 году в Стамбуле (поэтому ее называют «Стамбульской»). Это первый юридически обязывающий документ в Европе, который направлен на борьбу с насилием в отношении женщин внутри семьи и извне.
Конвенция вступила в силу 1 августа 2014 года, и ее ратифицировали 28 стран Совета Европы и 17 стран из числа государств — членов ЕС. Латвия подписала конвенцию еще весной 2016 года, но пока документ не ратифицирован парламентом, он не имеет юридической силы.
Конвенция предусматривает предотвращение насилия, информирование общественности, меры по расследованию и предупреждения проявлений насилия, а также ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, обеспечивая равенство между мужчинами и женщинами, а также международное сотрудничество в этой области, помогая неправительственным организациям и правоохранительным органам искоренить насилие в отношении женщин и насилие в семьях.
Полный текст документа доступен здесь.
Либиня-Эгнере поручила Минюсту усовершенствовать законодательство, определив уголовные дела о насилии в семье в качестве приоритетных. Она выразила уверенность, что необходимые улучшения с точки зрения закона будут реализованы. Но с точки зрения отношения к домашнему насилию, система прогнила, добавила она.
Министр считает, что следует отказаться от привязки домашнего насилия к какой-либо идеологии. «Эти преступления, потому что они идеологизированы, часто остаются незарегистрированными. И у нас есть статистика, что, может быть, насильственных преступлений меньше, чем в других странах, ратифицировавших [Стамбульскую] конвенцию - но это не потому, что общество лучше, а потому, что о них не сообщается, это высмеивают и клеймят», - сказала Либиня-Эгнере.
Она призвала политиков прочитать и поддержать Стамбульскую конвенцию, направленную на искоренение насилия в отношении женщин и домашнего насилия. В настоящее время только две из семи фракций 14-го Сейма выразили явную поддержку утверждению - «Новое Единство» и «Прогрессивные».
Как писал Rus.LSM.lv, после длительного систематического преследования, от которого полиция так и не сумела защитить ее, женщина в Екабпилсском крае погибла от рук своего бывшего спутника жизни, 53-летнего Леона Русиньша. Он находится в розыске.
Руководство Госполиции начало служебную проверку, но отрицает, что стражи порядка недостаточно реагировали на сигналы о семейном насилии и преследованиях. В свою очередь, председатель подкомиссии Сейма по уголовно-правовой политике Андрей Юдин («Новое Единство») заявил, что помимо изменения законодательства, требуется инвестировать миллионы, чтобы подготовить психологов, социальных работников и других специалистов, которые будут работать с абьюзерами и вести профилактику семейного насилия.
Оживленные дискуссии о ратификации Стамбульской конвенции происходили в Латвии в 2016-18 годах, после чего вопрос об этом был оставлен без продвижения, поскольку было ясно, что в Сейме не удастся набрать достаточного числа голосов для ратификации.
По мнению центра Marta, политическая ответственность за убийство в Екабпилсе, должна лечь на партии, противившиеся ратификации конвенции: «Национальное объединение, Союз «зеленых» и крестьян, «Объединенный список» — все партии, которые годами просто распространяли дезинформацию про эту конвенцию, из-за чего, в принципе, это стало каким-то совершенно поляризованным вопросом, и эту конвенцию невозможно сейчас ратифицировать. Но мы будем стараться все равно к этому идти», — заявила Беата Йоните, политический координатор кризисного женского центра Marta.