В аннотации к законопроекту авторы поясняют, что сейчас в Законе об уголовном процессе прописаны различные меры пресечения, включая домашний арест, запрет приближаться к человеку или определенному месту, но не предусмотрен эффективный механизм для непрерывного надзора за тем, как такие запреты соблюдаются.
Поэтому закон предлагается дополнить, чтобы в определенных случаях можно было применять непрерывный электронный надзор. Однако, его можно использовать только в случае, если есть основания думать, что подозреваемый или подсудимый действительно может применить насилие к другому лицу.
По оценке авторов законопроекта, электронный контроль за исполнением меры пресечения может ежегодно применяться в среднем к 400 подозреваемым или обвиняемым.
Ранее Rus.LSM.lv, рабочая группа Совета юстиции пришла к выводу, что латвийское государство не выполняет как следует свои функции по искоренению семейного насилия. Этому предшествовала трагедия в Екабпилсе: в апреле 2023 года женщину убил бывший спутник жизни Леон Русиньш — зарубил топором на глазах ее ребёнка и матери. Перед этим Русиньш преследовал ее более года. В связи с этим были заведены уголовные процессы, было решение суда о его краткосрочном тюремном заключении и курсе социальной реабилитации для агрессоров. Но мужчина никакие решения не выполнял, и всё закончилось трагедией.