Соглашение по международной налоговой реформе, достигнутое Организацией экономического сотрудничества и развития или OECD, часто называют революционным. Онo должно положить конец соперничеству между странами по привлечению крупных корпораций с помощью специальных налоговых льгот. Предусматривается, что корпорации с годовым оборотом более 750 млн евро будут облагаться налогом не ниже 15%.
Однако теперь это соглашение нужно воплотить в жизнь в форме европейского закона. Но польское правительство блокирует этот процесс. Варшава хочет, чтобы минимальный корпоративный налог был введен только в сочетании со второй частью реформы ОЭСР, которая касается цифрового налога.
Эрнест Уртасун, член Европeйского парламента от группы «зелёных», об этом резко высказался в недавних дебатах:
«Нам нужно дать понять Польше, что она должна разблокировать это соглашение и сделать это прямо сейчас. Если этого не произойдет, если Европейский союз не воплотит это соглашение в жизнь, то и США могут решить этого не делать. И тогда развалится вся договорённость».
Часть проблемы заключается в том, что переговоры о цифровом налоге для таких компаний, как Google, Meta и Amazon, все ещё открыты. Поэтому юридически сложно связать вступление в силу европейского закона с заключением международного договора. Об этом напомнила Марейд Макгиннес, комиссар ЕС по финансовым рынкам:
«Я хотела бы подчеркнуть, что мы полностью поддерживаем скорейшее завершение переговоров по оставшейся части соглашения. Однако создание связи между двумя частями было бы юридически проблематичным в свете предыдущих решений Суда Европейского Союза».
В последнее время нарастают подозрения, что Варшаву на самом деле беспокоит не цифровой налог, а то, что она до сих пор не получила ни цента из довольно солидного пакета восстановления экономики. Утверждению этого плана мешает отказ Польши решать проблемы с верховенством закона и независимостью судебной власти. На это указывает Паул Танг, член группы социал-демократов в ЕП:
«Когда так важна солидарность, польское правительство не позволяет нам получать дополнительные 60 миллиардов евро в год. Моравецкого не интересует Европа! Он не заинтересован в прекращении уклонения от уплаты налогов многонациональными корпорациями. Его не волнует, что его граждане от минимального налога могли бы получить два миллиарда евро в год.
Его интересуют только его полномочия и власть. Он отчаянно использует этот вопрос, чтобы добиться от Брюсселя разрешения делать всё, что он хочет. Он хочет обменять свое «да» на то, чтобы мы закрыли глаза на то, как он увольняет судей, которые не хотят следовать его воле».
Однако, похоже, что Европейская комиссия и Варшава всё-таки скоро могут найти общий язык. Обе стороны готовятся утвердить шаги, которые следует предпринять для решения проблем с независимостью судебной власти в Польше. В результате есть и надежда, что государства блока все же смогут одобрить налоговую реформу в середине июня.
Такую возможность допустил министр экономики и финансов Франции Бруно Леммер. Его государство сейчас руководит работой Совета стран ЕС и считает решение этого вопроса одним из своих приоритетов, пояснил политик:
«Я веду переговоры об этой новой международной налоговой системе уже пять лет с целью добиться справедливости и эффективности. Так что я могу подождать еще несколько дней или недель. Но мы никогда не должны отказываться от нашей цели о полной перестройке международной налоговой системы на основе первой и второй части соглашения.»
Соглашение о минимальном корпоративном налоге важно воплотить в закон до начала сезона отпусков. Это должно послужить стимулом для Конгресса США проголосовать до осенних выборов за такой же закон в своей стране. Потому что республиканцам, которые после выборов могут взять под контроль Конгресс, эта сделка не по душе.
* Публикация подготовлена при финансовой поддержке Европарламента и отражает только позиции сторон, имеющих отношение к созданию материала. Европарламент не несет ответственности за любое использование информации в рамках данной публикации.