Лаура и Марис — молодые родители двух дошкольников. Оба ребенка ходят в детский сад, и когда там начинают «гулять вирусы», естественно, эпизодически заболевают и дети Лауры и Мариса. «В целом в этом учебном году, я бы сказала, было три-четыре раза, когда приходилось брать больничный лист по уходу за ребенком», — говорит мать.
Сидеть с заболевшими детьми чаще доводится Лауре, чем Марису. Поэтому она уже четырежды брала лист временной нетрудоспособности В. Это рядовая ситуация, говорит семейный врач Айнис Дзалбс, который в своей практике наблюдает свыше 2200 пациентов.
«У нас есть дни, когда мы обслуживаем до 200 пациентов в день. В одной практике семейного врача! И в день в среднем 15, 20, 25 больничных — так что довольно много, да».
Больничные листы В, как у Лауры, оплачивает Госагентство обязательного соцстрахования. Если же болеет сам работник, то ему оформляют больничный лист А, и первые дни вынужденного отсутствия (вплоть по девятый) оплачивает работодатель — и лишь затем открывается лист В, который покрывается из бюджетных средств.
Сейчас, в период эпидемии гриппа и других сезонных вирусов, листы временной нетрудоспособности открывают очень часто, гласят данные Центра профилактики и контроля заболеваний. Больничные листы В, по словам представителя VSAA Иветы Дайне — это сейчас по 3000 заявок в день. Специалист отметила, что это вдвое меньше прошлогоднего показателя.
«Сейчас все пока достаточно спокойно, как это обычно характерно в зимний период, когда больше болеют»,
— сказала Дайне.
И общая статистика Национальной службы здравоохранения тоже не показывает драматического прироста числа выданных больничных. Правда, там успели обобщить только ноябрьские данные. Работодатели же весь «вирусный» сезон сталкиваются с тяжелой нехваткой рабочих рук — некого ставить за прилавок или к производственной линии, говорит эксперт Конфедерации работодателей по вопросам трудового права Янис Пумпиньш. И не всегда есть уверенность, то больничный лист человек взял обоснованно. Это непосредственно ухудшает финансовые показатели бизнеса:
«Работодатель — заложник ситуации. В иных случаях нельзя понять, обоснован ли больничный. Но, обращаясь в Инспекцию здравоохранения, мы видим, что очень редкие случаи признают необоснованными».
Для работодателя болезнь сотрудника невыгодна вдвойне. Это и недополученная прибыль, и деньги, затраченные на оплату периода временной нетрудоспособности. В Латвии он довольно долог, восемь дней. А Литве, подчеркивает Пумпиньш, это лишь первые два дня, в Эстонии первые три дня болезни не оплачиваются, следующие пять оплачивает работодатель, и затем уже — подключается государство.
Именно работодатели часто подвергают сомнению обоснованность больничных, прозвучало в эфире Латвийского радио. Инспекция здравоохранения с января по сентябрь получила 365 жалоб такого рода. Чтобы была начата проверка, в заявлении должны быть приведены веские обоснования, почему следует признать болеющего сотрудника симулянтом. Даже если работодателю кажется крайне подозрительным, что работник взял больничный, например, сразу после конфликта с начальством — это еще не значит, что он не заболел на самом деле, поясняют в инспекции.
«Вообразите себе типичную ситуацию: у бухгалтера болит спина, она долго принимает лекарства, трудится... И когда возникает какая-то ситуация, из-за которой вспыхивает конфликт — тут она вспоминает, что вообще-то больна! Идет к врачу, и мы не можем сказать, что больничный лист выдан необоснованно, потому что человек действительно болен.
У работника может начаться обострение этого хронического заболевания, и лечащий врач выдает ему лист временной нетрудоспособности. Работодателю снова кажется — ну, у него оно все время было, но ведь больничный он не брал! В таких случаях, к сожалению, мы не можем работодателю сказать, что лист временной нетрудоспособности выдан необоснованно», — говорит завотделом Инспекции здравоохранения по контролю лечебных учреждений Байба Даудзе.
Семейный врач Айнис Дзалбс указал на еще один факт: здоровье общества в целом очень плохое, у многих людей имеются хронические недуги. И за счет них люди порой решают проблемы, напрямую со здоровьем не связанные.
«Есть, может быть, такое представление, будто больничный лист — такой документ, который получить можно довольно просто и тем самым решить не только проблемы со здоровьем, но и многие разные другие проблемы: социальные проблемы, проблемы усталости, проблемы отпусков и так далее», — пояснил врач.
За первые девять месяцев прошлого года Инспекция здравоохранения из 365 случаев, показавшихся работодателям сомнительными, констатировала нарушения в 30. Только 14 больничных листов были аннулированы полностью — а в 16 случаях речь шла лишь о нескольких днях необоснованного отсутствия человека на работе из всего периода неработоспособности.
Ситуация этой зимой кардинально отличается от прошлогодней: как сообщал Rus.LSM.lv, например, число больничных категории В , выданных в декабре 2021-го, составило рекордные 72 тысячи. Каждый шестой случай тогда был связан с Covid-19.