- Полное видео передачи можно посмотреть здесь
Концепция была создана на основе анализа возможных национальных угроз. На вопрос Rus.LSM.lv, представляют ли, по ее мнению, латвийские общественные СМИ на русском угрозу информационному пространству Латвии, Рожукалне сказала:
«Нет, коротко говоря — нет! Так же как и вы, я прочитала [проект концепции], и у меня возник точно такой же вопрос. Я не вижу данных, сведений об аудитории общественных СМИ в Латвии, а также в других странах — я не вижу никакого обоснования, никоим образом.
Вообще этот вопрос, который появился в этом документе, кажется мне очень смущающим. Я участвовала уже с 2014 года в формировании медиаполитики, и вот уже три года мы вместе с коллегами из различных организаций работаем над новой политикой общественных СМИ. Поэтому я очень смущена, потому что этот вопрос туда включен. Мы также были приглашены в Минкульт, где коллеги собрали мнения, там была четкая позиция у очень многих, что это очень непростой вопрос!
Я, наверное, не хочу приводить цитаты из таких рабочих документов, что другие сказали по этому вопросу. Но что я предложила — я изложила свои предложения на многих страницах, у меня была такая возможность.
Я написала: чтобы улучшить независимость общественных СМИ (что является одним из принципов их свободы), этот вопрос — не вопрос политического выбора. Потому что если мы посмотрим в закон, там более десятка задач, очень важных для общественных СМИ. Там всюду «надо быть разнообразными, достичь всего общества», учитывать разные группы общества, а также нацменьшинства. Предлагать аналитику, развлекательный контент, и т. д.
Если есть эти задачи, написала я — то
это должно быть выбором самих общественных СМИ для того, чтобы выполнить эти задачи, осуществить эти уникальные функции. Ни одна другая институция, за исключением общественных СМИ, не способна исполнить их. Общественность создает эти СМИ, финансирует их — надо дать возможность! И бывают периоды, когда необходимо увеличить вещание на каком-то другом языке, как сейчас на украинском.
Но не политически четко определять! Потому что если бы была такая четкая информация, что отказ в такой ситуации, в такой период улучшает безопасность... Что они имели в виду этим? Здесь я больше говорю, наверное, как исследователь СМИ: это улучшает потребление общественных СМИ, понимание об общественных СМИ? — я бы согласилась, но пока такой информации нет.
И меня очень смущает, что документ (концепция) возник без Совета по общественным электронным СМИ. Эта дискуссия все еще продолжается».
В передаче прозвучало: когда в Латвии говорилось о закрытии российских телеканалов, вся российская пропаганда была признана главной угрозой нашей информационной безопасности. Но когда латвийские общественные СМИ на русском называют угрозой информационному пространству, это по сути ставит знак равенства между ними и пропагандистскими ресурсами за восточной границей. Анда Рожукалне подчеркнула, что российские каналы были закрыты за несоответствие закону, потому что профессиональные СМИ имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности.
«Я теперь задам такой детский вопрос: зачем человеку вообще нужна информация, новости? Для того, чтобы жить в безопасности, знать, если что-то произойдет, как ему действовать, как реагировать. В связи с этим профессиональные масс-медиа [Латвии] не хотелось бы сравнивать таким образом».
Совет по общественным электронным СМИ (SEPLP), со своей стороны, 25 сентября направил письмо Совету по нацбезопасности, Сейму, парламентской Комиссии по нацбезопасности, Министерству культуры и Latvijas Radio, в котором резко возразил, что SEPLP как гарант редакционной независимости общественных СМИ и защиты интересов общества выражает недоумение в связи с тем, что его мнения при обсуждении Концепции нацбезопасности никто не просил, а о планах правительства совет сам узнал от журналистов.
«Мнение совета таково, что в латвийском медийном пространстве важно поддерживать создание качественного контента для достижения проживающих в Латвии нацменьшинств с целью укреплять осознание государственности и принадлежности к Латвии, приобщать латвийские нацменьшинства к культурному пространству Европы.
Общественные СМИ Латвии должны обращаться к разным аудиториям, и они должны быть доступны на всей территории Латвии. Одна из специфичных целевых аудиторий латвийских общественных СМИ — нацменьшинства Латвии»,
— указывает SEPLP.
SEPLP подчеркивает, что этой аудитории необходимо предлагать качественную и понятную альтернативу информационным источникам, существующим в РФ, обеспечить возможности выбора: «Общественные СМИ каждую неделю достигают значительную часть общества нацменьшинств, особенно в Риге и Латгалии, которая находится в группе риска дезинформации».
В среднесрочном периоде следовало бы начать профессиональную дискуссию о постепенном сокращении вещания на языках нацменьшинств и замещении его контентом на госязыке, убежден SEPLP — но это должно происходить после оценки влияния дезинформации на конкретную целевую аудиторию.
Крайне важно, по мнению совета, чтобы общественные СМИ продолжали достигать аудитории нацменьшинств, а при переделе медиапространства нужно избегать перераспределения аудитории в пользу коммерческих СМИ и потребления контента, созданного вне Латвии.
SEPLP указал в письме, что Латвийское радио 4 «Домская площадь» — единственная в Латвии радиостанция, предлагающая на языках нацменьшинств информационно-аналитическое содержание, нацеленное на общественное благо, и еженедельный охват аудитории ЛР4 достигает 100-125 тысяч слушателей. На телеканале LTV7 сейчас ежевечерне транслируются популярные новостные передачи портала Rus.LSM.lv «Сегодня вечером», чей ежедневный охват — свыше 20 тысяч зрителей. Портал Rus.LSM.lv в месяц в среднем охватывает аудиторию в 300 тысяч читателей. Аудитория интернет-пользователей страниц общественных СМИ на русском в соцсетях Youtube и Facebook неуклонно растут, обеспечивая созданный в Латвии контент подписчикам из Украины, России и других стран.
Совет по общественным электронным СМИ подчеркивает: если запретить создавать контент общественных СМИ на русском языке с 2026 года — необратимые потери аудитории, по подсчетам Латвийского телевидения, превысят полмиллиона пользователей.
Как ранее сообщал Rus.LSM.lv, 19 сентября новое правительство за закрытыми дверями поддержало проект Концепции национальной безопасности, согласно которой латвийские общественные СМИ должны прекратить вещание на русском языке с 1 января 2026 года. Документ уже отправлен как в Сейм, так и в Канцелярию президента. Он должен быть принят до 1 октября, заявил Имант Закис, заместитель директора департамента отраслевой политики МВД.