Подсчет убытков от советской оккупации займет еще около пяти лет — глава комиссии

Латвия должна осознать последствия советской оккупации, подсчитать нанесенный этим историческим этапом ущерб и подать иск в международный суд заявил в эфире программы «ТЧК» на Rus.LSM.lv историк, ведущий научный сотрудник Видземской высшей школы, доктор исторических наук, глава Комиссии по подсчету убытков от советской оккупации Гатис Круминьш. Сам он считает, что завершить основные расчеты можно будет в течение пяти лет.

  • Полный выпуск программы «ТЧК» можно посмотреть здесь

Историк отметил, что хотя он работает в комиссии в качестве исследователя с самого начала ее деятельности, ее руководителем он стал буквально пару месяцев назад. До того его научная деятельность была связана с периодом советской оккупации, изучая который, он даже побывал в архивах в Москве — когда это еще было возможным. В последние годы, говорит Круминьш, он исследовал финансовые отношения Латвийской ССР и Советского союза.

Завершить исследования и прийти к каким-то выводам можно за пять лет, считает Круминьш: «Мы не можем гарантировать, что сделаем все. Но главные вещи мы понять сможем. Мы сможем подсчитать убытки и перевести их в современный денежный эквивалент».

Историк пояснил, что, например, по уровню ВВП разница с Финляндией до оккупации составляла около 10%, в то время как сейчас она изменилась в разы. Метод сравнения, чтобы понять, в каком положении находилась бы Латвия, не будь советской оккупации, по словам Круминьша, достаточно простой:

«Нужно взять три похожие страны. Это однозначно Финляндия, а также Дания и Австрия. Сравнительно маленькие государства. Два из них сильно пострадали от Второй мировой войны — это Австрия и Финляндия. Это страны, которые были похожи с точки зрения экономической ситуации. Поэтому мы и можем допускать, что у нас мог быть сценарий развития Финляндии», - говорит Круминьш.

Он признал, что некоторые вещи подсчитать: «Если у человека сожгли дом, это достаточно легко оценить. Если не разрешили построить – это совершенно другое».

Если бы Латвия не была оккупирована, считает историк, Латвия была бы в намного лучшем положении, чем сейчас. Например, говорит он, если посмотреть на уровень образования, то в эту сферу Латвийская республика вкладывала огромные средства. «Это не философский вопрос — что мешает политикам делать это сейчас? Когда была восстановлена независимость, были планы, что все будет приведено в порядок за десять лет. Но за десятки лет нахождения в Советском союзе произошла деформация общественного мышления, модели поступков изменились. (..) Это другая культура и менталитет. И за один день этого не изменишь!

Нельзя просто взять финскую модель образования и сказать, что все — с завтрашнего дня мы делаем так же.

Это не будет работать, потому что у наших людей другое мышление», - заявил историк, пояснив, что навязанная социологическая модель является одним из последствий оккупации, от которых Латвия восстанавливается до сих пор — и этот период также следует оценить при подсчете убытков.

При этом он признал, что большая часть латвийской экономики контролировалась из Москвы. По его словам, можно согласиться, что некоторые проекты, например, строительство фабрик или дорожной сети, финансировались из центральных министерств. «Но всегда надо складывать, сколько в целом с нас брали в виде налогов и сколько средств возвращалось в Латвию. Если все это сложить, получалось, что пятую часть своего бюджета мы передавали в другую страну», - пояснил Круминьш.

Он также отметил, что ностальгирующие по СССР, например, нередко говорят о низких ценах.

«Но люди забывают, какой была доступность товаров. Например, «Жигули» стоили 3-4 тыс. рублей, но, чтобы купить их, нужно было годами стоять в очереди. И потому люди были вынуждены копить деньги. Государство поддерживало низкие цены, поэтому люди только откладывали. И когда СССР развалился, они остались ни с чем. Я слышал истории про тех, кто

годами работал в Сибири, чтобы купить в Латвии квартиру. Вернувшись, они смогли купить себе только диван.

Понятно, что такая модель, когда ценник на молоко был 25 копеек за литр при его реальной стоимости в 50 копеек, не могла существовать вечно», - заявил Круминьш.

Он признал, что в настоящий момент размер убытков от советской оккупации превышает 300 млрд евро — эта сумма будет сопоставимой и после завершения работы комиссии.

На вопрос, зачем эти подсчеты нужны, историк ответил: «В первую очередь, это нужно нам самим. Нам нужно понимать, что с нами произошло в прошлом. И наша обязанность попытаться подать такой иск, мы должны выбрать этот путь», - сказал Круминьш.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное