ЦИТАТА
«Я позволю себе поделиться эмоциональным самочувствием представляемого мною театра. После многих предыдущих церемоний вручения наград «Ночи лицедеев», и церемонии этого года тоже, у коллектива Рижского Русского театра имени М. Чехова (далее — Театр Чехова) осталось горькое послевкусие. Но на сей раз я как директор театра хотела бы высказаться об этом факте в публичном пространстве, потому что модель корректного замалчивания ситуации, которой я придерживалась на практике до сих пор, не дала желаемого результата», — пишет Бйорк.
Актёры русского театра играют в латышских театрах — и наоборот, в русском театре ставят спектакли латышские режиссёры, мы дружим и чувствуем себя одним из театров Латвии — так происходит в повседневной жизни, рассказывает директор Рижского русского театра Дана Бйорк. Но, как только наступает 23 ноября, на церемонии вручения театральных премий «Ночь лицедеев» театр как будто оказывается в параллельной реальности. И это повторяется из года в год.
«В этом году, пока сидела в театре Дайлес почти 4 часа, наш театр не был упомянут ни один раз. И я здесь хочу разделить очень жёстко: здесь не идёт речь о номинациях и призах, речь идёт именно об ощущении того, что мы тоже есть в этом празднике. Сценарий праздника, вся режиссура основана только на актуальностях латышского театра, какие-то шутки внутритеатральные — только на базе латышских театров», — заявила Бйорк
За 4 часа церемонии театр не был упомянут на сцене ни разу, за исключением объявления номинаций, с сожалением замечает Дана Бйорк. В Союзе театральных работников, которые организуют Ночь лицедеев, уверяют, что никого намеренно не игнорировали.
«Насколько я знаю, творческая команда просила все театры прислать описание своих театральных событий. Русский театр на это письмо не ответил, были и другие театры, которые не ответили, а мы можем опираться только на ту информацию, которую знаем», — подчеркнула Дайга Шилиня, глава Союза театральных работников, организатор премии «Ночь лицедеев»
В театре Чехова говорят, что никакого письма не получали. Но если таковое было, то странно, что творческая команда не поинтересовалась, почему театр не ответил, если они действительно хотели включить события театра в сценарий. Впрочем, по словам Даны Бйорк, открытое письмо было написано не с воинственной целью и не с целью противопоставить две общины.
«Я и весь наш коллектив настроен на диалог, на дружбу, на совместное развитие и на подъём культуры Латвии вместе, а не по отдельности. Такая цель письма: не задеть, не обидеть, а донести эмоциональное ощущение нашего театра. Мы хотим ощущать себя настолько же радостными, выходя из зала 23 ноября, как и все латышские театры», — добавила Бйорк.
Известный театральный критик Силвия Радзоба в своём twitter уже два дня отвечает на многочисленные комментарии о письме Бйорк. В поддержку её позиции.
«Лично я думаю, что волнение директора Бйорк является вполне обоснованным... Это очень хорошо, что Рижский русский театр хочет быть частью Латвии. По моему мнению, так было всегда. По моему предложению в 1990 году, когда писали новую историю театра, мы писали историю не только латышского, но латвийского театра», — пишет она.
Поддерживает Дану Бйорк и триумфатор «Ночи лицедеев», режиссёр Элмар Сеньков:
«Я надеюсь, что Дана и делает, и будет делать, чтобы интеграция в нашей среде не была проблемой и мы вместе могли отмечать праздник театра».
Открытое письмо Даны Бйорк будет обсуждаться в Союзе театральных работников 9 декабря.
Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, в этом году гран-при «Ночи лицедеев» получил спектакль Элмара Сенькова «Вей, Ветерок!», поставленный в Национальном театре. Призы были вручены в семнадцати категориях, но Театр Чехова не был отмечен наградами.
В 2018 году на звание актера года был номинирован его актер Максим Бусел за спектакль «1900. Легенда о пианисте», но жюри сочло, что лучший - это Вилис Даудзиньш («Последняя елочка Ленина» и «Озеро надежды замерзло» в Новом Рижском театре). В 2019 году у Даудзиньша снова награда - в категории «Актер года второго плана».