Гуру латвийской рекламы Стражнов: «И только море останется морем…»

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Георгий Александрович Стражнов — безусловно, личность легендарная. Некогда радиожурналист, а потом театральный продюсер (первым к нам привозил со своим с ныне, увы, уже покойным другом Борисом Тетеревым театр Романа Виктюка, потом «Имперский балет» с Майей Плисецкой, великого режиссера Юрия Любимова). В 1990-е — президент Рижского рекламного клуба. Сейчас драматург. Живет у моря.

— Ну, как вам нынешние «веселые» времена?

— Допелись… Перемены, которых требовали наши сердца, произошли не в девяностых. Тогда это были цветочки. Настоящие перемены происходят в жизни абсолютно каждого землянина прямо сейчас. Каждый из нас по-разному переживает «эпоху перемен».

— Как думаете, что будет с нашим рекламным бизнесом?

— Начать с того, что два года назад закрылась Рижская школа дизайна, в которой я преподавал более четверти века. Это случилось еще до «ковида». И примерно в то же время мне позвонил издатель моей книги «Реклама в реальном бизнесе» Михаил Харон с предложением переработать и обновить содержание книги с учётом новых реалий. Многое за эти пятнадцать лет со дня выхода книги изменилось.

За эти годы у меня было немало интересных проектов. В маркетинговых коммуникациях лидирующее место заняли ИТ-технологии, а доля традиционных видов рекламы и PR снизилась. Но нагрянувшая эпидемия коронавируса еще раз изменила ситуацию на рынках.

— И на рынке преподавательских услуг особенно. Большинство преподавателей вынуждены были овладеть новейшими ИТ технологиями. Кому-то это далось трудно.

— Разумеется. Эта ситуация с пандемией заставила особенно тех, кто преподаёт маркетинг и маркетинговые коммуникации, пересмотреть свои темы. Что-то сегодня работает иначе. Я начал перечитывать написанное ранее. И у меня родилась новая лекция, которую я успел «обкатать» еще на аудиториях в двух закрытых клубах в просвете между волнами эпидемии.

— И о чём была эта лекция?

— Роль перемен в жизни человека в XXI веке.

Будущее настигает нас, как всегда, внезапно. Мы должны быстро меняться в соответствии с требованиями времени.

Известный специалист по нейролингвистике, профессор Татьяна Черниговская считает, что человек будущего будет менять профессии от пяти до восьми раз за свою жизнь. Учёные полагают, что в ближайшие годы исчезнет до восьмидесяти традиционных профессий. Поэтому я назвал свою лекцию «Ребрендинг собственной судьбы». Я думаю, каждому стоит провести аудит собственных возможностей примерно так же, как маркетологи проводят аудит компаний или брендов. Понять, каковы сильные стороны вашей персоны, а что нужно улучшить или восполнить. У нас сейчас достаточно времени, чтобы изучить какую-то новую компьютерную программу или овладеть иностранным языком или просто заняться собственным здоровьем, внешностью. Многие самоуправления организуют бесплатные курсы для желающих получить новые знания. Интернет тоже полон различными предложениями. Мы можем получить дополнительные навыки в более перспективных областях.

— В советское время считалось большой доблестью всю жизнь проработать на одном месте. Людей, часто меняющих работу, называли «летунами».

— Да. Верно. Такими были мои родители, всю жизнь проработавшие на одном месте. Времена были иные. Современные психологи считают, менять место работы полезно каждые пять лет. Тогда человек становится более адаптивным, устойчивым к стрессам. Такими станут люди будущего, они будут готовы к переменам. Но для многих из нас это будущее уже настало.

— С высоты вашего опыта скажите, за что нам вся эта кара Господня (имею в виду пандемию, разумеется)?

— Ой, зря ты спросил меня об этом. Я совершенный фаталист и уверен, что сослагательного наклонения в судьбе ни одного человека не предусмотрено. Каждый приходит в мир со своим заданием, а у каждого есть выбор, следовать ему, своему призванию, или жить согласно своим прихотям. К сожалению, подавляющее большинство на земле (согласно закону Парето — 80%) живут неразумно. Они решили, что родились для наслаждений, чтобы есть, спать, заниматься сексом и развлекаться.

Посмотри, еще никогда в мире не было такой изощрённой индустрии развлечений, какого размаха она достигла к началу этого века. Экологический баланс на Земле нарушен. И это должно было когда-то нам аукнуться. Поэтому «никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и не герой…», а только личная гигиена, осознанный образ жизни.

— Как вы думаете, что бы сказали Любимов, Плисецкая и Виктюк о нынешней ситуации? Ну, Роман Григорьевич наверняка бы выразился!..

— Как раз эти три человека, которых ты назвал, всю свою жизнь неуклонно следовали своему предназначению. Конечно, они могли с полным основанием сказать о себе словами Ахматовой «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Они, пройдя через все ужасы минувшего века, не сломались. С младых ногтей они были максимально требовательны к себе, бескомпромиссно добивались успеха.

О строгом отношении к себе Майи Михайловны всем известно. Я тому свидетель. Она занималась балетом и гимнастикой (у неё дома был бассейн с приливной волной) ежедневно.

За Юрием Петровичем, его режимом, следила его строгая жена, Каталин. Мы только раз с ним, можно сказать, «гульнули», когда неделю жили вдвоём в Нью-Йорке. Но и там он по нескольку часов ежедневно работал для «Таганки».

И Роман Григорьевич полностью исполнил свою миссию. В Москве существует Театр его имени. Нам несказанно повезло, его лучшие спектакли, в лучших составах — «Служанки», «М.Баттерфляй», «Лолиту» и «Рогатку» мы увидели в Риге в девяностые. Это был его расцвет.

Так что все, названные тобою, трое Великих полностью исполнили свою миссию. И каждый ушёл в своё время, оставив после себя добрую память.

— Самый радостный день наступившего 2021 года?

— Надеюсь, он еще впереди. Я жду. Пока я на полной удалёнке. В таких ситуациях стоит подумать, как мы можем использовать это время с максимальной пользой.

— Можете немного рассказать, как живете у моря, что кушаете, приходят ли коты с моря?

— Да, и только море останется морем… Стараюсь ежедневно гулять по часу-полтора.

Но нужно быть йогом, иметь в душе большую тишину, чтобы жить долго наедине с природой.

Увы, мне далеко до совершенства, в моей душе покоя нет. Порой тянет в город. Что касается питания, у нас всё организовано. Раз в неделю, минута в минуту приезжает автолавка со всеми продуктами. Им можно заказать какие-то ekstras. Плюс молочник по пятницам. Этого вполне достаточно, если рассчитать потребление. Заходят котики, коих тоже приходится подкармливать, прилетают птицы. Но мне не хватает города. Поэтому раз в месяц «с риском для жизни» выезжаю в Ригу.

— А как ваш сын Юрис? Он же представитель того, достаточно многочисленного бизнес-класса, который пострадал из-за пандемии. Как выбирается из ситуации?

— Юрис и его компания работает с девелоперами и архитекторами, естественно, в другом режиме. Так что... еще не вечер!

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще