#LV99плюс В Риге противников режима приговаривают к смерти

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Антонія ​Преде (Antonija Priede), 28 лет 

Родилась в Риге в обеспеченной, но не богатой семье. Закончила Ломоносовскую женскую гимназию. Мечтала об университете, однако родители не могли оплатить учебу за границей. Антония устроилась работать секретарем. Незадолго до начала войны девушка влюбилась в русского чиновника и, когда летом 1915 года началась эвакуация из Риги, вопреки воле родителей отправилась за ним в Петроград. Там роман закончился. Антония в Петрограде сдружилась с русскими и латышскими меньшевиками, увлекшись их политическими идеями. После Октябрьской революции девушка вернулась в Видземе и поселилась в Валмиере. Когда началась германская оккупация, Антония решила тайно вернуться в Ригу. В рамках проекта #LV99plus она делает записи в дневнике и на Facebook.

Четыре дня назад* мы с товарищами, вопреки нехватке продуктов, пребывали в приподнятом настроении. Восемнадцатого марта отмечался День Парижской коммуны — в 1871 впервые в мировой истории власть получили социалисты. Париж якрим лучом надежды прорезал реакционную тьму.

Тот прекрасный эксперимент просуществовал лишь чуть более 2 месяцев, не выдержав натиска консерваторов.

Теперь наше поколение способно завершить то, что не удалось Парижской коммуне.

Вдохновлённые этой мыслью, мы отправились на празднование. Однако одна за другой начали приходить печальные вести из Митавы. К вечеру стало ясно — она руках белых.

А там, куда они приходят, начинается белый террор.

Утреннее воодушевление сменилось тоскливыми мыслями о страданиях митавских рабочих, а потом думы перекинулись на нашу судьбу. Между Елгавой и Ригой нет никаких преград. Белая гвардия уже почти на нашем пороге. Я все эти дни была подавлена. Стоит ли ожидать хоть малейших перемен к лучшему?

Большевики на падение Митавы отреагировали жестокостью.

Они считают, что на террор надо отвечать террором. Потому уже с 19 марта в газетах каждый день печатают длинные списки контрреволюционеров, приговоренных к смерти. В первый день — 63 человека, позавчера — 30, вчера — 29.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Как и в Париже во времена Коммуны, по Риге теперь прокатывается волна революционного террора. В 1871 году он коммуну не спас, лишь разжег ненависть мракобесов. Пойдет ли и Рига по этому пути?

(* 1919 год, 22 марта. Запись в дневнике.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное