В Сейме обсуждают возможность отсрочить реформу финансирования школ-интернатов

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Комиссия Сейма по образованию получила заявление группы депутатов о продлении срока, после которого прекратится госфинансирование школ-интернатов, и в дальнейшем их должны будут финансировать самоуправления. Срок могут продлить уже не впервые, сообщает Латвийское радио 4. Согласно протоколу заседания комиссии, 9 января решение было не принято — депутаты его отложили до получения дополнительной информации.

В Сейме обсуждают возможность отсрочить реформу финансирования школ-интернатов
00:00 / 05:06
Скачать

Планировалось, что государство прекратит выделять деньги школам-интернатам уже с 1 января 2018 года. Однако, тогда самоуправлениям удалось добиться, чтобы срок перенесли на август 2019-го. Предполагалось, что за это время Министерство образования, самоуправления и сами школы сумеют найти какое-то решение. Этого, похоже, не случилось. Поэтому сейчас 11 депутатов Сейма подали в комиссию предложение обсудить новую дату — 31 августа 2020 года.

Объясняя необходимость этого шага, депутаты привели в качестве примера Кандавскую школу-интернат, где сейчас обучаются 323 ребенка. Из них 219 человек – это дети из самого Кандавского края, остальные – из других самоуправлений.

Один из инициаторов переноса госфинансирования школ-интернатов на август 2020 года, депутат Сейма Виктор Валайнис говорит, что хоть решение о школах-интернатах и принято, закрывать глаза на эту проблему нельзя, и некоторые школы, та же Кандавская, должны сохраниться.

«И там реально эта социальная проблема никак не решена. Эта школа нужна для всего региона и всех людей, которые используют эту услугу. Пока нет какого-то решения, где этим детям оставаться, нельзя принять такое решение, которое приведет к закрытию всех школ-интернатов. Один год, чтобы решить этот вопрос, это достаточное время. Этот вопрос нельзя спихнуть только на плечи самоуправлений. нужна и государственная поддержка», — говорит депутат.

По его мнению, представителям всех сторон нужно сесть за стол с конкретными цифрами и начать детальное обсуждение. Возможно, в Латвии имеет смысл сохранить всего две-три таких школы, куда могут быть направлены дети с социальными проблемами в семьях, дети, которым негде остаться в учебные дни:

«Бывает, родитель работает — он непьющий, он хорошо ухаживает за ребенком, — только он в 7 утра уезжает на работу и в 10 вечера возвращается. И этому ребенку негде остаться. Такие места должны быть, где об этом ребенке позаботятся!» 

Старший эксперт Министерства образования Модра Янсоне отмечает, что в Латвии существует два вида школ-интернатов. Это специальные и обычные. Со специальными школами-интернатами никаких существенных перемен не произойдет. Государство продолжит, как и до сих, выплачивать зарплату педагогам, а также деньги на содержание.

«В обычных муниципальных образовательных учреждениях действительно предусмотрены изменения. С 1 сентября 2019 года вступает в силу норма, что понятие «школа-интернат» больше не предусматривается — как тип учреждения. Есть обычная основная школа, и при ней может быть интернат.

На данный момент в 44 самоуправлениях при своих 72 образовательных учреждениях обеспечены интернаты. Оплату труда педагогов как до сих пор, так и в ближайшее время будет финансировать государство. Грядущие изменения касаются расходов на содержание: за электричество, воду, работу уборщицы. В том числе и за питание».

Директор Кандавской школы-интерната Элита Лавриновича напомнила: проблема началась в 2016 году, когда начали обращать внимание на то, что эти школы являются символом сегрегации. Дескать, если ребенок посещает школу-интернат — то это свидетельствует о том, что он из малообеспеченной или неблагополучной семьи, а это не отвечает духу XXI века.

«Мы пытались говорить с министерством и доказать, что отличаемся от общеобразовательных школ. Не самой учебной работой, а воспитательной! Учитель и воспитатель в школе-интернате — тот, кто выполняет работу по социальной реабилитации. Потому что нашим детям часто не хватает навыков в общении, коммуникации в повседневной жизни», — поясняет Лавриновича.

К сожалению, министерство не услышало эти доводы:

«Хотя нас время от времени кормят обещаниями, что будут рабочие группы, в которых мы могли бы дискутировать о программе, что могло бы делать государство, что могли бы делать самоуправления. К сожалению, все это осталось на уровне обещаний! Но время идет вперед — пришел 2019 год, когда вступают в силу поправки Кабинета министров о том, что содержание школ-интернатов полностью передается в ведение самоуправлений.

Я не знаю, как в других школах, но у нас примерно одна треть бюджета на содержание школы уходит именно на питание школьников! Если это сейчас у нас отнимут, то дети из малообеспеченных и бедных семей останутся без питания — в том смысле, что теперь родителям придется за это платить».

Директор школы-интерната недоумевает, как можно не понять проблемы таких людей.

«Ну, приезжайте, посмотрите! Очевидно, каждый человек живет в своем коконе. И он порой даже не может представить, насколько иногда, даже сейчас, в XXI веке, людям, особенно на селе, где трудно получить работу, тяжело с выживанием. И школа-интернат — своего рода островок спасения».

С предложением группы депутатов ознакомилось и Бюро омбудсмена. Там указали: в Латвии желательно активнее развивать инклюзивное образование — чтобы дети-сироты, дети-инвалиды, дети из малообеспеченных и малоимущих семей учились в обычных школах, получая образование наравне со всеми.

«При существующей модели финансирования школ-интернатов самоуправления не заинтересованы вкладывать средства и развивать социальные услуги, необходимые семьям с детьми и связанные с инклюзивным образованием — лицензировать соответствующие учебные программы и обеспечивать мероприятия поддержки, отвечающие потребностям ребенка. 

Помещение ребенка в школу-интернат не всегда отвечает интересам ребенка, потому что стимулирует социальное отчуждение детей. Одновременно помещение его в интернат нарушает права ребенка на воспитание в семье, потому что ребенок в течение учебного года с понедельника по пятницу фактически живет в школе-интернате», — пишет Бюро омбудсмена. 

В этом учебном году в Латвии осталось семь обычных школ- интернатов. В них учатся 1325 человек.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное