В 2012 году Латвийский университет с большим энтузиазмом перенял у государства в аренду Саласпилсский ядерный реактор. Все-таки 4 гектара земли и перспективы для строительства медицинского циклотрона. Однако со временем энтузиазм угасал. Европа денег не дала, посчитав циклотрон коммерческим проектом, а после кризиса 2008 года государство не торопится финансировать демонтаж реактора.
По словам заместителя директора Центра радиационной безопасности Волдемара Полиса, в Саласписском реакторе содержится «тяжелая вода». Или тритиевая. В ее основе - тритий - радиоактивный изотоп водорода, ценнейший ресурс, использующийся в термоядерном оружии и который станет будущей энергией человечества.
Впрочем, ясности, сколько такой воды плещется в бывшем реакторе – нет. Дескать, информация эта – конфиденциальна. Но на Саласпилсском реакторе специалисты сходу выдают страшную государственную тайну: такой воды в реакторе – 120 кубов.
По словам инженера по ядерной энергетике Андриса Попелиса, то что находится в резервуарах это гремучий коктейль. С одной стороны - ценный, с другой - опасный, а с третьей - бесполезный.
Ученые пытаются фильтровать радиоактивную воду через торф. Сама по себе вода не радиоактивна, именно поэтому с её помощью отделяют зону реактора от окружающей среды. Но если в ней есть примеси, то она может легко убить. В Саласпилсском ядерном коктейле это цезий и кобальт. И конечно же тритий. Его уровень в тысячу раз превышает норму, поскольку долгие годы обычная вода облучалась активной зоной реактора. И в этом состоит давняя страшная тайна Саласпилсского ректора.
До того как было установлено вредное воздействие трития на окружающую среду и генную систему человека, воду из реакторного зала сливали в Даугаву. С 60-ых годов много этой водицы утекло в канализацию.
«Реактор заработал в 61 году. С тех пор многократно эта вода выливалась в те наружные баки. Измерялась, разбавлялась и выливалась в канализацию. В те далёкие года не настолько придирчиво смотрели на тритий. Больше смотрели на цезий и кобальт если уровень загрязнённости этими изотопами был нормальным, то разбавляя в десять раз мы заливали его в канализацию», - рассказывает Андрис Попелис.
Впрочем, есть у реактора еще одна проблема о которой вообще мало кто знает. Это соседство с гипсовым карьером. Андрис Попелис рассказывает, что каждый рабочий день в пять часов вечера здесь происходит взрыв. Подрывают породу. И сейсмические датчики установленные в реакторном зале буквально зашкаливают.
«На расстоянии примерно в пол километра находится наш ректор. Те эта вода течёт от нас. Если произойдёт утечка, то радиоактивность появиться здесь. Насколько мне известно фирма Knauf довольно регулярно проводит анализы этой воды, чтобы тоже следить за уровнем загрязнения», - говорит специалист.
Если от постоянных взрывов стенки реактора треснут вода просочится наружу, то радиация в первую очередь появиться из этой стенки. Радиоактивные отходы водопадом будут стекать в озеро карьера. А потом с помощью мощных насосов загрязненную воду перекачают в малую Юглу.
Впрочем, в гипсовом карьере уровень радиации не превышает норму. Это говорит о целостности Саласпилсского ядерного ректора.
Однако ученые отмечают, что на пути у грунтовых вод пробурены десятки скважин с дозиметрами. Они сразу оповестят о катастрофе. Эту информацию уже донесли до властей, которые слегка начали шевелиться. Так на этой неделе из средств бюджета на непредвиденные расходы было выделено 113 тысяч евро. Эта сумма компенсирует текущие траты. А на демонтаж реактора и последующее захоронение радиоактивных отходов потребуются десятки миллионов евро. Если, конечно, не удастся заработать на тяжёлой воде.