Если верить газетчикам, то счастье пришло в дома старушек-долгожительниц, которые во времена Ульманиса хорошенько пополнили свои шкатулки янтарными запасами. Ну, или их внучек и правнучек, получивших жёлтую сакту или бусы в наследство. А благодарить за это нужно арабов. Но, обо всем по порядку. Появилась информация, что в Латвии проснулись скупщики янтаря, которые активно охотятся за довоенными изделиями из затвердевшей балтийской смолы. Есть информация, что за янтарь с историей, круглый, крупный и цвета желтка, коммерсант готов выложить 25-30 евро за грамм. А теперь подсчитайте, в какое количество денег превращаются стограммовые бусы. Для сравнения, один грамм золота 585-ой пробы стоит 18 евро 84 цента. В общем, суммы зашкаливают — «окаменеть» не встать!
Бывший руководитель отдела геологии и палеонтологии Музея природы Анита Саулите никогда в ценности национального символа не сомневалась, но от таких четырёхзначных цифр слегка опешила.
«Если есть те, кто платит, найдутся и те, кто продаёт за такие деньги. В Древнем Риме янтарь тоже очень ценился, но в наши дни стоит меньше. Что же касается балтийского янтаря – то только он содержит янтарную кислоту, которая обладает целебными свойствами, являясь уникальным биостимулятором», - говорит Анита Саулите.
Однако скупленные природные стимуляторы отправляются в далекие края. Дело в том, что «янтарная лихорадка» вспыхнула в Арабских Эмиратах, кто бы мог подумать, что дубайцы золоту предпочтут «дзинтарс», но если верить рассказам, из солнечных камней восточные ювелиры делают четки для молитв, а молятся на Аравийском полуострове, как известно, много. «Домская площадь» обратилась с вопросом к доктору технических наук РТУ Инге Ляшенко, которая научилась добывать из порошка сукцинита уникальные янтарные нити, прославившие Латвию на весь мир. Чем избалованных арабов смог заинтересовать скромный минерал?
«Если детать чётки из бриллиантов, нефрита или янтаря, то предпочтение было бы отдано янтарю. Это тёплый камень – возможно, секрет именно в этом. Тем более, это одно из немногих природных образований, которое нельзя назвать ни камнем, ни минералом. И золото и янтарь радуют их глаз», – пояснила Инга Ляшенко.
Если есть спрос на янтарь, почему бы заинтересованным арабам самим не приехать и не скупить весь янтарный ассортимент местных туристических лавочек, без посредников? Дело в том, что камень наших дней арабов не интересует, они хотят того, чего не касались современные инструменты.
Произведя нехитрые математические подсчеты, мы пришли к выводу, что по нынешнему взлетевшему курсу за 100 грамм «правильного» янтаря мы можем выручить около 2-3 тысяч евро. Осталось только проверить слухи, проведя небольшой журналистский эксперимент.
В поисках скупщиков, жадных до «окостеневших драгоценностей», мы полазили по порталам с объявлениями и позвонили по нескольким номерам наугад. Первый охотник за янтарем с кавказским акцентом и «изяществом» пресек наши попытки выяснить цену за грамм и отказался разговаривать, пока не увидит сам предмет торгов. Второй скупщик сразу заявил, что вес украшения его не интересует и на слух оценил бабушкины бусы в 40 евро. Самым словоохотливым оказался потенциальный покупатель номер три.
«Вряд ли вам кто-то даст 25 евро за грамм. 2500 евро за 100 граммов – очень приличная сумма».
Наш телефонный эксперимент показал, что ажиотаж вокруг старых янтарных украшений сильно преувеличен, по крайней мере, нам не удалось найти скупщика, готового превратить наше воображаемое янтарное наследство в сумму с тремя нулями.