Легко ли быть пожилым: лекарства от деменции — не компенсируемые

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Население Латвии стареет. В прошлом году каждому пятому жителю Латвии было больше 65 лет. Но легко ли быть пожилым? Русское вещание LTV7 продолжает серию материалов о вызовах, проблемах, успехах и возможностях старшего поколения. Одна из проблем старшего поколения — деменция.

Потеря самостоятельности, нарушение памяти, галлюцинации и иллюзии, побеги туда, где человек провел детские годы своей жизни. Каждый третий латвийский пенсионер после 80 лет страдает деменцией — психиатрическим и неврологическим заболеванием. Что делать близким и почему государство не компенсирует медикаменты против этого заболевания?
 
Инга Кадике-Скадиня, специалист по уходу в резиденции сениоров Dzintara melodija, перечисляет типичные симптомы:
 
«Они все забывают. Клиент идет куда-то, а сам не знает, куда. Он не может свою комнату найти. Надо показать, открыть двери, чтобы он убедился, что это его комната».

Кто-то сталкивался с этим заболеванием пожилого родственника лично. Кто-то слышал ужасные истории, как бабушка или дедушка забывали выключить в квартире газ. Или уезжали на общественном транспорте в другой район или даже город. Зачем? Они не знают.

Эвия Розенлаука, психолог резиденции сениоров Dzintara melodija, говорит, что усугубляющаяся деменция — действительно «впадение в детство»:

«Если маленький ребенок развивается, становится все более умным, развивается интеллектуально, то если у человека деменция, есть периоды, когда он стоит на месте, есть периоды, когда он интеллектуально регрессирует. И если смотреть самые тяжелые точки деменции, то это совсем маленький грудной ребенок. Со всеми вытекающими последствиями».

Реальность такова, говорят психиатры, что латвийское общество о деменции знает мало. Близкие часто считают, что странное поведение дедушки или бабушки просто неизбежные последствия старости. Но это не так, подчеркивает психиатр  Марис Таубе, глава амбулаторного психиатрического центра Veldre:

«Мы должны давать людям лекарства, чтобы эту болезнь остановить. Чтобы остановить тот процесс. Не так, что мы определили деменцию — и человека отдали в пансионат, где только уход. Это неправильно. Мы должны делать все, чтобы человек остался в семье, чтобы с лекарствами, уходом и лечением он как можно дольше остался в обществе».

Но с лекарствами все не так просто. С направлением семейного врача, невролога или психиатра в определенных случаях пожилой человек с деменцией может пройти курс лечения в психиатрическом или неврологическом отделении. Там медикаменты он получает бесплатно. Однако как только больного выписывают — его близкие должны покупать препараты самостоятельно. Самые дешевые стоят начиная от 40 евро в месяц, говорит Таубе.
 
«Это в психиатрии у нас реальность. Пенсии у людей маленькие, если человек не работал, заболел, 70 или 80 евро он получает — ему и 70 евроцентов за рецепт большая сумма. Он не может иногда это себе позволить. Это так кажется, что все красиво. А в реальной жизни есть люди, которые амбулаторно ко мне приходят и говорят, что кушать нечего».

Государство препараты, останавливающие деменцию, например, мемантин, не компенсирует. Во всяком случае, пока.

«Сейчас медикамент не находится в списке компенсируемых лекарств. Также этот препарат не подан для рассмотрения для включения в списки компенсируемых лекарств. Один из главных факторов — доступное финансирование. Без сомнения, необходимых медикаментов намного больше, чем реально доступных бюджетных средств», - заявила Русскому вещанию LTV7 по телефону представитель Национальной службы здоровья Синтия Гулбе.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще