Как помочь «трудному подростку» — что местные власти предлагают родителям, и что — журналистам

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Анализируя возможности для молодых людей с зависимостями получить в Латвии поддержку и помощь, передача LTV Aizliegtais paņēmiens («Запрещенный прием») в качестве эксперимента решила поискать помощь для подростка с нарушениями поведения. Ответы специалистов в разных самоуправлениях сильно отличались, как и объем предложенной помощи.

В случае так называемых трудных детей корень проблем обычно надо искать в семье. Но что делать, если семьи нет или родители недостаточно осведомлены? Можно искать помощь индивидуально у психолога. Но тогда надо считаться с высокой стоимостью услуг.

Если такой возможности нет, надо обращаться к самоуправлению, которое обязано помогать жителям своего города или края. Кризисные центры предназначены для кризисных ситуаций, а такие государственные учреждения, как психоневрологическая клиника Ģintermuiža в Елгаве, предназначены для случаев, когда проблемы уже очень серьезны, а зависимость уже укоренилась.

Есть ли у самоуправления план на случай, когда у родителей возникли проблемы с «трудным ребенком»? «Запрещенный прием» провел небольшой эксперимент.

Для эксперимента мы использовали приближенную к реальности историю. У мамы – 13-летняя дочь, школу посещает, но успехи там в последнее время ухудшились, после школы ребенок проводит время в компании с ребятами постарше. До мамы дошли сведения, что дочь употребляла сидр и курила травку. На телефонные звонки родителей часто не отвечает, домой приходит поздно. На вопрос, что делала, по сути не отвечает. Стала закрытой. В последний раз после расспросов ответила, что если будут много спрашивать, вообще не вернется домой.

LTV позвонило в несколько самоуправлений с вопросами, что там могут посоветовать и предложить.

Марупе

Первый звонок – в Марупский край, один из самых обеспеченных во всей Латвии.

«Обеспокоенную мать» связали с Анитой Удре, социальным работником по вопросам семей с детьми, которая, выслушав, пригласила прийти и побеседовать очно: «У нашей службы есть психолог. Бесплатно можно получить 10 консультаций».

Удастся ли сохранить это в секрете? «Может быть, понадобится написать заявление, но мы не будем сообщать ни в полицию, ни, не дай Бог, в школу. Могу также посоветовать: есть такой сектор профилактики зависимости, куда вы можете пойти и поговорить», – предложил социальный работник.

Удре также рассказала о возможности получить консультацию у специализирующихся на подростках наркологов в психоневрологической клинике: «Можете съездить туда сами, потому что позвонить можно только в регистратуру. Если ничего не поменялось, там живая очередь. Можно подъехать, обсудить эту ситуацию с наркологом».

Чем дольше разговор, тем больше специалистов и больше возможностей на горизонте. С одной стороны, муниципальный специалист действительно хочет помочь, а с другой – и без того растерянной маме предлагается каша из довольно разрозненной информации. Главное, нет однозначного ответа: приходите к нам, мы разберемся и составим план действий.

Резекненский край

Следующий звонок – в Резекненский край, где соединяют с муниципальным специальным педагогом Илоной Брусковской. Первый совет:  мама может прийти к психологу, что для проживающих в крае детей не стоит ничего.

Но, может, нужна более серьезная помощь, раз дочь уже курила травку? «Может, стоит поискать психотерапевта? Не психиатра, а психотерапевта. Индивидуальные занятия. Но в Резекне, к сожалению, я не смогу порекомендовать вам психотерапевта. В Риге, думаю, в этом будет больше смысла. (..) Сейчас многие также практикуют онлайн-консультации, встречи по Skype, и так проводят занятия. Думаю, сейчас это довольно популярный способ», – сказала Брусковска.

Она также добавила: куда бы ни обратились родители, везде будут очереди, и везде придется подождать.

Лиепая

В Лиепае созваниваемся с муниципальным социальным работником.

Однако он сразу же возражает против анонимной консультации: «Если вы хотите анонимно, надо будет поискать, к кому обратиться. Можно поискать какого-нибудь психолога. [Муниципалитет] обеспечивает психологическую консультацию, но это не анонимно. Определенно нет. Надо будет прийти сюда, написать заявление, подготовить пакет документов».

«Пакет документов» звучит жутковато.

Что он даст? «Есть новая услуга, которую родитель может получать вместе с ребенком. Называется «Услуга социальной реабилитации по месту жительства» для семей, где есть риск для безопасности и развития ребенка».

То есть семья сразу попадет в поле зрения социальной службы? «Надо смотреть, как идет процесс реабилитации», — ответил работник муниципалитета.

Елгава

В Елгаве городской психолог Лилита Баршевска посоветовала встревоженной маме прийти и поговорить. Сначала с социальным работником, с которым вместе можно принять решение о дальнейших консультациях. Тогда с направлением можно будет записаться к наименее занятому на данный момент психологу.

Пакет документов тоже понадобится?

«Нет, нет, нет», – заверила муниципальный социальный работник Индра Кале.

Так что в Елгаве специалисты рекомендуют сначала разобраться в проблеме и ее масштабах, а уже потом браться за решение.

Но что муниципалитеты говорят, если их спрашивают журналисты, а не мать трудного подростка?

Цесис

«Желательно и даже рекомендуется, чтобы родители незамедлительно предоставили информацию о ситуации и своих наблюдениях, обратившись за помощью или в Цесисское агентство «Социальная служба», или в Сиротский суд Цесисского края, или в учебное заведение, или в полицию – государственную или муниципальную. Тогда компетентные органы организуют междисциплинарное собрание (с участием родителей ребенка), составляют план действий, решают, какую помощь и услуги предложить семье для решения проблемы. Представитель Сиротского суда также обязательно должен выяснить мнение ребенка».

Мазсалаца

«Семья должна осознать, что есть проблема, обратиться в учебное заведение или социальную службу. Первую помощь может оказать вспомогательный персонал школы (социальный педагог и/или психолог). Если сотрудничество с персоналом учебного заведения окажется неудачным, работники социальной службы помогут семье найти более подходящего специалиста или услуги  реабилитации».

Балви

Ответ Сиротского суда Балвского района: «На разговор в Сиротский суд пригласят и подростка, и родителей. В ходе разговора выясним мнение ребенка о ситуации в семье, об отношении к нему родителей, о его собственном поведении и действиях. (..) Если будет получена информация о недостаточном уходе за ребенком, присмотре, медицинском обеспечении и т. д., будет возбуждено административное дело о правах опеки родителей».

Так что предлагаемые муниципалитетами решения – разные. Проблема в том, что в каждом муниципалитете не ясно, кто берет на себя ответственность и какова базовая формула, на основании которой предоставляются ценные консультации и решается ситуация.

Как предложение оценивает детский психиатр?

Именно в не вполне понятном предложении помощи в самоуправлениях сертифицированный детский психиатр Никита Безбородов видит главную проблему для работы с подростками. Причем в упомянутом случае с девочкой может оказаться, что проблема не столь уж велика, но, пытаясь подключить к решению как можно больше специалистов, можно заехать не туда.

«Если мы говорим о случае с тринадцатилетним подростком, то, в принципе, это может быть вполне нормальное поведение подростка. То, что называют подростковым кризисом, когда важным становится вопрос отделения – постепенного отдаления от родителей, от семьи. Создание идентичности, когда друзья и социальная группа порой становятся важнее семьи. Так что может быть, что в этом случае нет большого повода для беспокойства», — отметил Безбородов.

Но, возможно, повод есть?

«Неизвестно, например, она травку только попробовала или употребляет регулярно, является ли сидр случаем или нормой, ухудшились ли оценки в школе потому, что появились другие интересы, или есть какие-то другие причины. Может, в чем-то виновата мама, ее поведение? Но кто-то должен взять на себя ответственность, чтобы помочь родителям это все выяснить».

На то, что не хватает какой-то единой точки, где можно получить помощь, указал и психиатр: «Нет такого агентства одной остановки, куда можно обратиться с проблемами, не существует универсального центра, куда можно было бы обратиться со своими тревогами. И в этом случае, как я уже сказал, причины могут быть разные: у подростка могут быть какие-то потребности, связанные со здоровьем, например, депрессия. Возможно, неудовлетворенные социальные нужды, возможно, потребности, связанные с образованием. Но некоего центра, куда можно обратиться, чтобы это все идентифицировать и скоординировать, не существует».

Могут возникнуть ситуации, когда нужна консультация семейного врача, или нарколога, или психиатра. Но родители, сами не будучи специалистами, могут запутаться.

А самоуправления с такими ответами не укрепляют доверия и чувства безопасности.

«Я думаю, это одна из важных причин, почему я не вижу у самих родителей большого желания  обращаться в социальные службы. Потому что система очень громоздкая, а обращение к ней связано с потенциальными последствиями, которых люди боятся», — пояснил Безбородов.

Что советуют (не) делать родителям?

Специалисты Государственной инспекции по защите прав детей, комментируя смоделированную ситуацию с подростком, в целом выделяют несколько основных моментов:

Родителям и другим взрослым, если таковые имеются, надо обсудить происходящее, проанализировать, что изменилось, и согласовать план решения.

Постараться постепенно восстановить контакт с девочкой, чтобы узнать, что на самом деле с ней происходит. Если раньше контакт был плохим, понять, кому она доверяет, постараться наладить связь другими способами.

«Если родители попытаются расспросить девочку, не построив доверительные отношения, она может воспринять это как попытку родителей установить контроль и отдалится еще больше».

Определенно не надо обвинять и насильно «растить» девочку, потому что такая борьба приведет ее в еще более глухую оппозицию. Не стоит и думать, что все пройдет само, и можно ничего не делать. Родителям также не стоит винить друг друга в происходящем.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное