Как помочь «проблемным детям» с зависимостями — эксперимент Aizliegtais paņēmiens

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

После того, как на общину в Брукне обрушилась критика за чрезмерную нагрузку на детей, нелегальные методы перевоспитания, передача Латвийского телевидения Aizliegtais paņēmiens («Запрещенный прием») проанализировала — какие возможности поддержки есть для «проблемных детей» с зависимостями.

Что делать, если у ребенка проблемы, есть зависимость? Куда обращаться? Обязанность помогать таким детям и решать кризисные ситуации, в Латвии возложена на родителей и самоуправления. Aizliegtais paņēmiens провел эксперимент — искал варианты помощи для девочки-подростка с проблемами поведения. 

В рамках эксперимента в одно из самоуправлений обратилась мать 13-летней девочки — она решила узнать, что ей могут предложить для дочери, которая пила сидр и курила «травку», стала хуже учиться.

Вывод: предложения местных властей раздроблены, коммуникация не всегда помогает родителям. Есть проблема, что внутри самоуправлений нет определенной формулы помощи таким родителям и детям. Детский психиатр Никита Безбородов говорит, что «агентства одной остановки», в которое могли бы обращаться за помощью — нет.

Aizliegtais paņēmiens смоделировал еще одну ситуацию: 15-летний подросток, агрессивный провокатор, любитель компьютерных игр, напавший на другого школьника. Что делать в такой ситуации родителям?  На данный момент самая популярная возможность  Центр ресурсов для подростков, который в 2018 году создал Фонд Детской больницы. В прошлом году такой появился и в Лиепае. Спрос высокий — образовываются очереди. Но в других самоуправления х ситуация хуже — там нет таких центров.

Министерство благосостояния указывает на несколько возможных вариантов поддержки:

  • Центр ресурсов может оказать поддержку от 200 до 250 детям ежегодно
  • Отдел консультаций Инспекции по защите прав детей предоставляет оплачиваемую Европейским Союзом услугу для детей с проблемами поведения. С ноября 2016 года специалисты разработали 866 программ поддержки
  • В больнице Ģintermuiža ежегодно помощь оказывают от 20 до 60 детям
  • Инспекция по защите прав детей предоставляет психотерапевтическую поддержку детям, чьи родители в разводе или находятся в его процессе
  • Самоуправление Риги оказывает поддержку в среднем 50 детям в год, помимо этого еще и Латвийское объединение самаритян — в рамках программ Palēciens. Похожая есть и в Тукумсе, которую реализует социальная служба края.
  • Приближенные к услугам семейного ассистента услуги предоставляют более чем 31 самоуправлении, сообщает Минблаг

Тем временем министерство указывает, что у социальных работников зачастую нет специфических навыков для работы с различными целевыми аудиториями. Поэтому сейчас в рамках пилотного проекта обучают 15 социальных работников из разных самоуправлений. Министерство также считает, что семейные врачи недостаточно участвуют в оценке психического здоровья ребенка. Также в стране нехватка детских психиатров и неврологов. Минблаг признает, что школы часто «закрывают глаза» на посещаемость таких детей. По непонятным причинам в школах ежегодно нет около тысячи детей, которые достигли возраста, когда нужно обязательно идти в школу. Подробности эксперимента смотрите в видео. 

Rus.lsm.lv уже сообщал, что глава парламентской комиссии по социальным и трудовым делам Андрис Скриде признал, что в Латвии молодым людям с зависимостями не хватает поддержки — проблема вышла на первый план из-за вопроса об общине в Брукне. 

Как ранее писал Rus.lsm.lv, нарушения прав несовершеннолетних в общине подтвердились 20 августа, когда проверяющие явились в усадьбу уже второй раз. Руководитель религиозной общины не смог точно назвать инспекторам, сколько под его эгидой находится сейчас детей. Он также уклонялся от предоставления сведений о законных представителях детей и не желал предъявить документы, которые объяснили бы, на каком основании дети доверены его попечению. 

Было констатировано, что несовершеннолетние, живущие в старинной усадьбе Брукнас, были задействованы на полевых работах несоразмерно долгие часы, на солнцепеке (вплоть до обмороков), а если они не выполняли дневной план, работу заставляли выполнять и ночью. В случае проступков одним из видов наказания было лишение части еды — детей держали на хлебе и воде.

Духовный глава общины, пастор Андрей Мединьш позже заявил, что в общине Kalna svētību kopiena, расположенной в поместье Брукнас близ Бауски, царит строгость и порядок, которые должны соблюдать все члены, в том числе и дети. Обвинения, по словам священника, ложные.

Мединьш рассказал, что в общине 300 человек, все живущие в поместье должны соблюдать дисциплину. «Нельзя сказать, что не пойду работать, плавать», — рассказал священник. Он добавил, что в общине царят строгость и порядок. «У нас нет спланированной программы, рабочих часов, мы пытаемся выжить».  Он добавил, что в общину попадают не только наркоманы или люди с другими зависимостями, но также проблемные подростки, с которыми не справляются родители.

По словам Мединьша, этих детей выгнали из 3-4 школ, ни в одно из учебных заведений Риги их больше не принимают. Им нашли место в школе Брукны, они живут в общине. При этом в Брукну дети попадают, только если для них и их родителей приемлем стиль жизни в общине. Туда таких подростков принимают уже десять лет, и за их жизнью в Брукне следят и сиротские суды, и детские дома.  Мединьш подчеркнул, что нарушения, которые констатировали инспекция и бюро, это «огульные обвинения и клевета». Священник отметил: утверждения, что детям в общине надо работать по 12 часов, что им недоступна питьевая вода — это ложь.

Он также отрицает упреки в недоступности медицинской помощи. Священник заявил, что речь в конкретном случае не о ребенке, но о взрослой женщине, у которой был эпилептический приступ. Медиков не вызывали, в этом случае «мы позволили преодолеть приступ». Он также называет ложью наказания детей в общине. Мединьш упомянул, что в Брукне каждому надо прополоть одну борозду: кто-то это делает за пару часов, кто-то — за 12. «Но закончим тогда, когда это сделаем», — добавил священник.  Мединьш также прокомментировал вопрос о недостаточных порциях еды: среда и пятница в общине — постные дни, там не едят мясо, но питаются, например, водой, чаем, хлебом, вареньем.

«Это что-то противоестественное? Это учит чистоте и простоте сердца», — сказал духовный лидер общины.

Некий бывший член общины на правах анонимности рассказал, что в общине была тяжелая работа, нехватка режима, страх, наказания и психологическое давление. Тем временем Католическая церковь призвала делать выводы по результатам проверки.  

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное