В частности, чтобы расширить полномочия налоговых инспекторов. И обязать начальство следить за подчиненными, рассказывает передача «Сегодня вечером» на LTV7.
Комиссия была создана в конце апреля. Сразу после крупного скандала в СГД. Работать будет полгода. Сегодня на первое заседание депутаты собрались с помпой. Пригласили на ковер представителей всех ответственных учреждений: присутствовали СГД, прокуратура, KNAB, Госконтроль.
На повестке дня – подача деклараций чиновников — тех самых, в которых вскрылись сомнительные неточности. Сейчас около 60 тысяч деклараций поступают в СГД. Там их обрабатывает система. Если есть несовпадения — работникам приходится вручную проверять каждого.
«По закону задача Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией — проверить декларации на наличие конфликта интересов. А СГД, следуя все той же букве закона, должна проверить, верно ли заполнены декларации. И ни в одном нормативном акте не сказано, какой из институций надо проверять подлинность данных декларации», - отмечает замглавы Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) Илзе Юрча.
Поэтому, если есть подозрения на конфликт интересов, проверки устраивает KNAB. Если есть несовпадения в цифрах — СГД.
«Третье учреждение, которое может принимать участие в проверке деклараций — глава конкретного управления. То есть, каждый начальник следит за своим подчиненным. Есть публично доступные данные, а руководитель знает своих подчиненных, время их отпуска, машины. И это первый показатель, за которым надо следить»», - считает глава управления налогов СГД Юрис Гайкис.
Другой вопрос — сколько деклараций следует проверять усиленно. Ведь на всех не хватит средств.
«Мы интересовались и в других странах, как много деклараций проверяют у них. Так как должен быть какой-то минимум. Эстония и Польша ответили, что у них это 10%. Здесь, конечно, могут быть дискуссии, на чем основываются проверки — на факторах риска или же это случайная выборка», - говорит член совета Госконтроля Илона Степанова.
На данный момент налоговый инспектор не может прийти в дом человека, на которого пало подозрение. У работников службы просто нет на это прав. А значит нет возможности проверить накопления наличных или транспортные средства. К тому же все еще нет доступа к банковским счетам.
И представители службы считают, что здесь слово за политиками. А пока в комиссии договорились: СГД и KNAB подготовят свои предложения поправок. А политики обеспечат юридические консультации, чтобы понять, как далеко могут зайти проверки деклараций чиновников.