Столовая в Гоптовке – единственное общественное здание, которое осталось нетронутым. Все остальное разрушено, уничтожено войной. На улице и в главном зале, который частично переделали под библиотеку, собираются жители поселка. Семейные врачи и стоматологи принимают в одном из подсобных помещений столовой. В поселке нет воды, газа и электричества, однако с помощью генератора можно задействовать рентгеновский аппарат и стоматологические сверла.
Мария привела сюда своего мужа Степана, он уже давно мучается от боли. Врачи беседуют между собой, о чем-то договариваются, совершают манипуляцию. Когда все закончено, Кристина провожает обоих и дает рекомендацию – вечером не разговаривать, горячее не пить.
В кресле у зубного врача ждет уже следующий пациент.
«Был ковид, потом началась война. Люди годами не видели зубного врача. Ситуации действительно очень тяжелые – прогрессирующие инфекции, хронические боли, а помощи попросить негде.
Многие зубные врачи или воют, или эвакуированы, или сами уехали, спасаясь от войны, что совершено понятно. Люди остались без какой-либо помощи», - рассказывает зубной врач из Литвы Кристина Зиеда.
Любовь ждет своей очереди к семейному врачу. Хочет проверить давление:
«Я всем так благодарна. Всем-всем. Я не знаю, как было бы иначе. Все, мне пора идти. Очередь уже подошла».
Именно у семейного врача люди засиживаются дольше всего. У них есть возможность выговориться, получить порцию тепла и прикосновений. Это то, чего пациенты ждут больше лекарств.
Семейный врач из Литвы Тома Кундроте рассказывает:
«Они все приходят со своими историями. И мы просто сидим и слушаем. Когда люди выговариваются, им становится легче. Даже давление значительно снижается, когда они открываются и рассказывают».
Вильнюсские врачи из благотворительной организации Blue /Yellow «Сине-желтый» приезжают в места, которые долгое время находились под российской оккупацией. Здесь люди давно не получали необходимых медикаментов и перенесли огромный стресс.
«Единственные люди, кто остался, совсем не защищены. Это люди старшего поколения, абсолютно без средств, с хроническими заболеваниями – диабетом, высоким давлением. У них все болезни, которые только можно представить. Второй момент – психологический. Именно сейчас это стало очень ощущаться. Раньше люди воздерживались, когда мы предлагали медикаменты для уменьшения депрессии и улучшения сна. Теперь мы видим целую пандемию психиатрических заболеваний. Люди сами просят лекарства», - поясняет врач Скирмантс Крункайтис.
Средства на материалы, лекарства, аппаратуру пожертвовали жители Литвы. В Украину едут врачи, которые хорошо осознают свою миссию, несмотря на все риски.
Крункайтис продолжает:
«Мы были в ситуации, когда в нас стреляли. Вторая проблема – мины. Пару раз бывало, что мы ехали по дороге, а на обочине неподалеку взрывалась мина. Угрозы существуют все время. Но так или иначе, мы готовы продолжать свою работу».
«У меня дома остались трое детей и муж. Когда спрашивала у своей восьмилетней дочери, могу ли я приехать сюда, отпускают ли они меня, моя доченька на секунду задумалась и сказала: «Поезжай, мамочка, вылечи столько людей, сколько возможно, чтобы они быстрее могли выиграть эту войну», - делится доктор Тома Кундроте.
Гоптовка находится очень близко к России – буквально через поле. До границы всего несколько километров. Время от времени слышны звуки артиллерии. Гоптовка была под оккупацией несколько месяцев. Армию сюда привел местный священник, который сейчас сбежал в Россию. Российские солдаты заняли общественные здания и квартиры местных жителей, в клубе организовали штаб, в школе и местном магазине прятали бронетехнику. Следы оккупантов до сих пор видны повсюду.
Виктория Колодочка - староста села Гоптовка, она вспоминает:
«Когда мы были в оккупации, было тяжело дышать, были как связанные. Когда наши ребята нас освободили, даже воздух стал другим. Когда мы приезжаем сюда и видим вдалеке Россию, становится плохо сердцем от того, что у нас, к сожалению, такой сосед».
Врачи продолжают принимать пациентов в зале столовой. Своей очереди дождалась и Наталия.
«Приезжайте еще» – литовские медики слышат эти слова каждый раз. «Мы вас не забудем», – отвечают они.