В центре Риги высок NĪN именно на землю. Это значит, что рижане, владеющие одинаковыми земельными участками, где стоят здания разного размера, платят примерно одну сумму.
Это печальная реальность собственников, у домов которых более крупные участки. Ивета, например, владеет стоящим в тихом центре 155-летним двухэтажным зданием. Площадь земли — тысяча квадратных метров.
Ивета платит столько же, сколько и владелец шестиэтажки, занимающей весь участок.
Ивета оценивала разные варианты, как использовать землю во дворе, однако, согласно с правилами застройки, возвести что-то, приносящее прибыль, нельзя.
Женщина денационализированный дом переняла в 1994 году. В тот момент налога на собственность не было. В конце 1990-х сбор составлял 46 латов. В этом году нужно платить более 8,2 тысячи евро. Ивета уверена: NĪN нужен, но он должен быть соразмерным.
«С моей точки зрения, должен быть индивидуальный подход при подсчете кадастровой стоимости собственности. Стоит смотреть, как она была построена исторически и как это происходило. Сейчас на содержание и ремонт дома остается немного, поскольку львиная доля доходов уходит на платеж NĪN», — пояснила женщина.
Ингарс Дайбе, много лет представляющая Рижское общество собственников домов, рассказала: сложности с выплатой NĪN уже не один год у более половины из 400 членов.
«При этом дома не приведены в порядок, и многие не могут найти съемщиков...
Мы точно говорим, что мы готовы платить налог, но в той степени, чтобы его можно было заплатит. Чтобы не было так — платишь налог, и на жизнь, к сожалению, не хватает», — пояснила она.
Со съемщиков тоже нельзя просить бесконечно, они уйдут из квартиры. Этот вопрос не первый год исследует сотрудник Факультета архитектуры и городского планирования Рижского технического университета Сармите Барвика. Она указала: «изгнание» — одна из самых пугающих мировых тенденций.
«Территории теряют, как говорят по-английски, living heritage. Это живое наследие. Город лучше всего репрезентируют люди, поколения, образ жизни людей, а не вещи. Как это защитить, думают во всем мире»,
— пояснила Барвика.
Она указала: об этом говорится во многих европейских документах. Рига везде рассматривается как пример «изгнания». Барвика указала на данные, которые свидетельствуют: половина рижан, населяющих исторический центр, живет там менее десяти лет.
«Что происходит с людьми? Создание гетто также недопустимо. Люди больше не могут на какой-то территории жить, где они исторически жили, как наша Юрмала или исторический центр Риги, которые становятся угрозой.
Налог на недвижимость очень высок... Человеку надо куда-то переезжать, и он обычно переезжает в более плохой район. Там хуже возможности для детей, и это оставляет след на будущих поколениях»,
— добавила Барвика.
Он считает, что NĪN нужен. Однако требуется тщательно разработанная система, как его собирать, не изгоняя людей.
Как уже писал Rus.lsm.lv, 27 марта к зданию Сейма на пикет пришли владельцы недвижимости, несогласные с разорительными суммами, которые приходится отдавать как NĪN. Уже 16 тысяч подписей собрано на портале народных инициатив Manabalss.lv за отмену налога на единственную у владельца жилую недвижимость. Впрочем, ответственные политики пока не спешат поддерживать эту инициативу.
Налог на недвижимость идет в бюджеты самоуправлений, в которых формирует примерно 14% поступлений. Его возможная отмена для части жилых объектов нанесет сильный удар по городам и краям Латвии, так что, считает исполнительный директор Ассоциации крупных городов Латвии Виктор Валайнис, отменять этот налог можно только после того, как будет создан механизм компенсации финансовых потерь самоуправлений.