Приток зарубежных и местных инвестиций, миллионы, которые удастся сэкономить на конвертации валюты, экономическая стабильность, более дешевые кредиты — все эти преимущества от вступления Латвии в еврозону обещали нам в прошлом году чиновники. Сейчас, почти через год после введения евро, уже ясно, что большая часть этих обещаний не исполнилась. По данным Банка Латвии, за первые 9 месяцев этого года прямые зарубежные инвестиции в Латвию выросли лишь на 166 млн евро — рост составил лишь 1,4%.
Экономист Монетарного управления Банка Латвии Дайна Паула не отрицает, что прирост зарубежных инвестиций ничтожен, но подчеркивает, что ситуация могла бы быть еще хуже.
«Остаток прямых иностранных инвестиций в Латвии в этом году все же продолжил расти. Очень ненамного, но движение вверх есть, и это хорошо для нынешней геополитической ситуации, когда многие страны даже не допускают мысль, что инвестиции могут увеличиться, и гораздо важнее удержать существующих инвесторов, чтобы они не ушли», - говорит Паула. Она добавляет, что в соседнюю Эстонию в первой половине года прямые зарубежные инвестиции поступать продолжали, а в Литве, которая скоро тоже станет членом еврозоны, к сожалению, наблюдался спад прямых зарубежных инвестиций.
Экономиста Гатиса Кокинса, который всегда скептически относился к вступлению Латвии в еврозону, нехватка инвесторов не удивляет. Он считает, что все факторы, связанные с жизнеспособностью экономики, гораздо важнее каких-то мелких затрат на обмен валюты или валютных рисков.
«Мы все еще живем в среде очень низкого роста ВВП, у нас все еще имеются заметные геополитические риски, и мы все еще не научились делать экономику жизнеспособной и привлекательной для инвесторов. Поэтому ясно, что деньги сюда не идут, и меня это нисколько не удивляет», - заявляет экономист.
Кокинс считает, что введение евро никак не повлияло на самую большую проблему латвийской экономики — депопуляцию. «Латвийцы продолжают уезжать и похоже, что нашей экономике трудно с этим справиться. И в розничной торговле, и в сфере услуг важен хоть какой-то рост рынка. И если в отношении средней зарплаты заметны хоть какие-то положительные изменения, то они сглаживаются депопуляцией», - говорит экономист.
Введение евро не слишком способствовало и возрождению кредитования в Латвии. По информации Комиссии рынка финансов и капитала и Латвийской ассоциации коммерческих банков, за первые девять месяцев этого года общий кредитный портфель латвийских банков уменьшился почти на миллиард евро. Тем не менее, Паула утверждает, что выгода от введения общей европейской валюты уже сейчас измеряется в миллионах евро - благодаря снижению расходов на конвертацию. «Подсчеты предыдущих лет показывают, что ранее в среднем на таких сделках терялись примерно 70 миллионов евро в год. А сейчас экономия не единовременная, а постоянная», - говорит Паула.
Она называет и другие преимущества: например, сократились расходы на обслуживание государственного долга (примерно 50 млн евро в год) и на денежные переводы (по подсчетам, на этом теперь можно сэкономить до 100 млн евро в год).
Кокинс же отмечает: эти валютные риски и не являлись препятствием для инвестиций, и их отсутствие никак не повлияло ситуацию. «В общей картине рисков главное — отсутствие роста, потому что предприятия не могут планировать инвестиции, надеясь лишь на то, что они окупятся. И так как у предприятий нет достаточно убедительных бизнес-планов, банки тоже не могут найти аргументы в пользу кредитования», - говорит экономист.
Согласно данным Института финансов частных лиц Swedbank, жители не считают, что введение евро оказало какое-либо существенное влияние на семейные финансы. Домохозяйства отмечают, что наибольшее влияние на их финансы оказала инфляция, несмотря на то, что в последние 2 года рост потребительских цен был ничтожным.
Эксперт Института Swedbank Эвия Кропа говорит, что это объясняется двумя вещами: «Первое — то, что каждый житель по-разному ощущает инфляцию, потому что каждый в свою корзину для покупок кладет разные товары. Поэтому и ощущение инфляции у нас разное. И, очевидно, смена денег в стране повлияла на потребительские привычки населения, а также на общее ощущение дороговизны», - говорит Кропа.
Мониторинг Министерства экономики показывает: опасения, что введение евро вызовет рост цен, не оправдались.
«Во-первых, проведенный Минэкономики мониторинг цен показал, что в 85% случаев цены на товары и услуги не изменились», - говорит директор Департамента внутреннего рынка министерства Инга Апсите.
«Есть отдельные случаи, когда цены либо выросли, либо снизились, но мы заметили, что обычно этому есть логическое объяснение, например, сезонность или изменения в расходах на производство. Второй фактор, который показывает, что роста цен не было, это данные по инфляции, которая очень низка. Инфляция в Латвии ниже 1%, и это говорит о том, что цены не выросли», - отмечает Апсите.
Эксперт Института Swedbank Кропа все же считает, что пока выгоду от присоединения Латвии к еврозоне в большей степени ощущают экономически активные жители. Например, те, кто закупается за пределами Латвии, сейчас много экономят на конвертации в другую валюту. Также на конвертации экономят люди, у которых есть кредиты в евровалюте - ведь зарплаты теперь они тоже получают в евро. В выгоде остаются и те, кто посещает страны еврозоны, потому что они, опять же, экономят на конвертации, считает Кропа.
Между тем, Паула подчеркивает, что введение евро — лишь один из факторов, которые влияют на экономику. «Мы видим, что еврозона развивается медленнее, чем ожидалось изначально, и мировая экономика растет медленно. Экономика Латвии очень открыта и зависит от того, что происходит с внешним спросом. Поэтому говорить о том, что введение евро само по себе стимулирует экономический рост, не стоит. Но евро, определенно, может помочь», - говорит Паула.
Геополитический стресс, который усилился из-за кризиса на Украине, а также растущие проблемы в российской экономике сейчас заботят коммерсантов и потенциальных инвесторов больше, чем участие Латвии в еврозоне. И в ближайшее время в этом плане ничего не изменится.