Агрис Вейде — владелец биологического крестьянского хозяйства средних размеров, ему принадлежит около 200 гектаров и 250 голов скота в Вецумниеки. Янис говорит, часть земли в округе уже принадлежит крестьянину из Германии. И результат не лучший, считает он:
"Поля он обрабатывает химией и даже ухитряется разливать её на моих полях".
Поправки, которые Сейм принял накануне, должны исключить ситуацию, при которой участки крупнее 2 тыс. гектаров уходят в руки иностранцев, говорят в Сейме. Да, у них есть деньги, и они могут платить за землю куда больше латвийцев. Так и скупают лучшие участки.
"Земля это наш национальный ресурс, у нас нет нефти и нет газа. Есть леса и земли. А значит, нам надо использовать свои ресурсы", - полагает член Комиссии Сейма по народному хозяйству Эдвардс Смилтенс ("Единство").
Подсчетов, сколько иностранцев уже скупили земли, нет, по неофициальным данным, около 15 процентов. Часть земель, действительно, обрабатывается, но нередко они сдают поля в аренду тем же местным крестьянам.
Крестьянин Янис Вейде высказывает свою точку зрения по этому поводу:
"Это иностранные пенсионные и прочие фонды, которые знают, что земля в Латвии пока ещё дешёвая, по сравнению с Европой. Они её закупают и надеются на большую прибыль, когда цены на землю вырастут".
Но, по словам Агриса, изменения, принятые парламентом, спекулянтов не остановят. Ведь участков крупнее разрешённых к продаже 2 тыс. гектаров в Латвии совсем мало - из 64 тыс. сельских хозяйств в Латвии таких только 20. Запретить продавать нужно было сельхозугодья крупнее 500 гектаров, таких в Латвии порядка 400.
На ряд проблем указывают и в компаниях по продаже недвижимости. Представитель Ассоциации сделок с недвижимостью Андрей Валтерс, в частности, указал:
"Помимо ограничений в 2000 га на площадь земли, которое можно обойти, просто создав несколько юридических лиц, есть и еще ряд непонятных изменений. В поправках говорится, что дополнительные ограничения на покупку земли смогут вводить и самоуправления. Что это будут за ограничения, мне лично пока не понятно".
В Сейме говорят, что хотя эти поправки и разрабатывали уже 2,5 года, они пока остаются компромиссными, чтобы хоть какие-то сделки на рынке земли происходили. Не исключают, что закон ещё будут дорабатывать. Ведь лазейки в законе остаются. Например, когда создаются несколько юридических лиц, и каждое покупает по 2 тысячи гектаров рядом.