«Многие страны в Европе принимают решение о базовой пенсии, и думаю, мы о ней тоже должны говорить. Такие разговоры с Минблагом у нашей федерации тоже неоднократно происходили. Базовая пенсия платится всем, и к ней плюсуется та пенсия, которую мы заработали. Думаю, базовая пенсия необходима — такая, что выплачивается каждому из государственного бюджета. Размер ее будет зависеть от того, сколько государство может себе позволить.
В 13-м созыве Сейма говорилось, что минимально это могло бы быть 136 евро в месяц, и к ним приплюсуются за каждый год трудового стажа еще по 2%. Ну, думаю, что базовую пенсию 136 евро наш государственный бюджет не знаю в каком столетии сможет выполнить! Но мы будем предлагать хоть 50 евро. Посмотрим, как в ближайшие четыре года (работы 14-го Сейма) нам всем вместе это удастся»,
— заявила Айя Барча.
Сейчас минимальный размер пенсии по старости в Латвии для тех, у кого накоплен обязательный страховой стаж 15 лет, составляет 149,60 евро в месяц (он рассчитан на основе минимальной ставки 136 евро с коэффициентом 1,1). Но у части латвийских пенсионеров размер начисленной им пенсии не дотягивает даже до минимального. Если же государство гарантирует в том числе и этим людям, что они будут получать не ниже 136 евро в месяц плюс прибавку за стаж — это ощутимо поддержит самых нуждающихся пенсионеров. Такой проект обсуждал Минблаг еще в начале года. Но в мае Сейм предложение отклонил, потому что оно обошлось бы в 300 миллионов евро до конца года. Тем временем в Эстонии базовая пенсия составляет 255,76 евро, а в Литве — 225,84 евро в месяц.
Продолжительность жизни в Латвии растет, сокращение доли молодежи среди населения из год в год падает. Но на рынке труда в Европе старение населения не менее актуальная проблема — и пока в Латвии к 2025 году возраст выхода на пенсию достигнет 65 лет (и завершится переходный период, когда эта планка постепенно повышалась), в отдельных европейских странах пенсионный возраст уже привязан к ожидаемой продолжительности жизни, прозвучало в передаче.
Ждет ли такой сценарий Латвию — и правильно ли это? По мнению Айи Барчи, конечно, время покажет — до 2025 года осталось немного, скоро станет ясно, ждет ли Латвию пересмотр пенсионного возраста. Важно помнить, что люди, выходящие на пенсию сейчас, получают уже пенсии первого и второго, а то и третьего уровня, сказала Барча. И для тех, кто еще продолжает работать, важно грамотно распорядиться накоплениями второго и третьего уровня. Однако для теперешнего и будущего благосостояния пожилых людей важны не только сами пенсии:
«К нам в организацию тоже часто обращаются с вопросами, как поступить лучше, что делать с накоплениями второго уровня, и как лучше отчислять — каждый месяц, поквартально или раз в год (те, кто сейчас выходит на пенсию, во втором пенсионном уровне участвовали исключительно добровольно, для родившихся после 1 июля 1971 года он уже обязателен. — Прим. Rus.LSM.lv)... Если посмотреть на остальную Европу, то не везде повышают пенсионный возраст.
И у нас в Латвии есть еще одно обстоятельство: те пенсионеры, которые после назначения им пенсии продолжают работать, они же тоже платят налоги. Хоть необлагаемый минимум и повысили.
У нас в пенсионной системе есть вопросы, о которых мы [с Сеймом 13-го созыва и правительством] четыре года говорили — это доплата за каждый год трудового стажа до 31 декабря 1995 года для тех, кто вышел на заслуженный отдых с 1 января 2012 года. Об этом договоренность не была достигнута».
Что касается индексации пенсий, то инфляция сейчас настолько высока, что Федерация пенсионеров призывает индексировать пенсии дважды в год, как это когда-то у Латвии уже практиковалось.
Принимая решения о том, что необходимо предпринять в сфере пенсионного обеспечения, сосредоточиться следует не столько на индексациях пенсий или введении базовой пенсии, сколько говорить о налоговых льготах, сказал еще один гость передачи Эдгар Вольскис, доктор экономических наук, эксперт по вопросам пенсионной системы.
«Смотреть надо на ту потребительскую корзину, которую оплачивают пенсионеры. Если они платят за электричество, газ, медуслуги, лекарства — я бы для этих услуг и товаров дал им возможность получить льготу по налогу на добавленную стоимость, 21%. Чтобы пенсионеры не платили НДС — и они уменьшили бы свои расходы вместо того, чтобы получать какие-то дополнительные доходы. Такое решение я бы поддержал и напутствовал».
Как писал Rus.LSM.lv, по оценке экономистов, хотя благодаря августовской индексации средние пенсии в Латвии выросли на 23%, важные для пожилых людей группы товаров подорожали куда больше, чем выросли пенсии. Поэтому пенсионерам, несомненно, потребуется и другая помощь государства в этом отопительном сезоне. Федерация пенсионеров еще в начале августа выступила с заявлением, что индексация не компенсирует пожилым людям стремительный рост издержек — поэтому государству нужно позаботиться и о других формах поддержки пенсионеров.