Украинцев позвали работать на Kronospan, но руководство завода говорит — «это не мы»

Обратите внимание: материал опубликован 2 года и 3 месяца назад

Один из крупнейших в стране производителей фанеры — рижский завод Kronospan — приглашает на работу приехавших в Латвию украинцев. Такое объявление в группе в Facebook, в которой общаются в основном беженцы и те, кто им в Латвии помогает. Однако на самом заводе говорят — «это не мы», но от подробных комментариев уклоняются. Rus.LSM.lv разбирался в ситуации — и обнаружил: работать на предприятии, и при этом не быть там трудоустроенным — это вполне реальная ситуация.

1. «Зарплаты сейчас такие»: странное объявление

ОФИЦИАЛЬНО

Подготовленные Трудовой инспекцией для украинских беженцев информационные материалы о трудоустройстве доступны здесь на трех языках.

«На завод Kronospan на постоянную работу требуются». Такое объявление в группе Facebook «Украинцы в Риге (Латвия)» было опубликовано весной, 21 апреля. Всего предлагалось семь позиций: операторы — 5 евро в час (тут и далее — брутто-зарплата), упаковщики — 5 евро в час, уборка территории — 3,3 евро, водитель погрузчика — 7 евро, а также механики, сантехники и электрики (для них указывалось, что зарплата будет определена на собеседовании).

Работников обещали обеспечить спецодеждой и проездным на транспорт. «Работа постоянная, официальная и с договором!» — утверждалось в объявлении. Однако некоторые участники группы высказали сомнения, что предложение — не настоящее, и предположили возможность мошенничества.

  • Первая странность: автор поста — не корпоративный аккаунт предприятия, а частный профиль, некая Анастасия Шульженко.
  • Вторая: не указывать размер зарплаты или ее диапазон в объявлении о найме — это нарушение латвийского Закона о труде. Крайне маловероятно, чтобы в Kronospan этого не знали.
  • Третья: разместившая объявление не отвечала на вопросы участников группы, работает ли она сама в Kronospan, и если да, то какова там ее должность.
  • Четвертая: сомнения вызывал и размер почасовой оплаты, указанный для четырех из семи вакансий — по мнению некоторых комментаторов, не соответствующий уровню зарплат на заводе.

«Анастасия Шульженко» эти сомнения не развеяла, на замечания отвечала, что зарплаты на заводе сейчас именно такие, предложения указать свою должность на предприятии — игнорировала. И отмечала, что «просто хочет помочь людям».

Некоторые из официальных вакансий, которые размещает Kronospan на Интернет-порталах, — с кардинально более высокими зарплатами, чем в описанном выше объявлении. Так, водителю автопогрузчика (вакансия с пометкой «ищем украинцев» опубликована 13 мая) предлагалось 1700-1900 евро (брутто) и ежемесячный бонус. По расценкам из объявления в Facebook водитель погрузчика при оплате по 7 евро в час в мае, работая стандартную 8-часовую смену (21 рабочий день в мае), заработал бы только 1176 евро «грязными».

Мошенники?

2. Реакция Kronospan: это не мы, и больше комментировать нечего

Юрист завода Татьяна Блумфелде, по просьбе Rus.LSM.lv изучив объявление, сообщила: «это не является объявлением Kronospan». Она посоветовала обращаться к тем, кто это объявление разместил. От любых дальнейших комментариев категорически отказалась. Мы попытались понять, почему.

— Но вы понимаете, что в объявлении названа ваша компания? 

— На заборе тоже много что написано, но это не значит, что это правда.

— Так это объявление — вранье? 

— Линк не наш. Любые комментарии на его счет — к его правообладателю. Нам он неизвестен. Там указан телефон, можете позвонить и узнать вас интересующую информацию. На этом мой ответ исчерпан.

(…Такая реакция — «мы не знаем, кто от имени нашей компании без нашего ведома ищет работников, и нас это не особо интересует» — показалась странной не только Rus.LSM.lv. В пресс-службе Госполиции, куда мы обратились, задали тот же — вполне логичный — вопрос: если есть вероятность, что от лица предприятия в Интернете действуют мошенники, то почему представители завода не обратятся в полицию?

Сигналов о том, что мошенники обманывали украинских беженцев с трудоустройством, в Госполицию не поступало,

также сообщили Rus.LSM.lv в правоохранительном ведомстве.)

Чуть более разговорчивой оказалась специалист по персоналу Kronospan Светлана Маскаленок, телефон которой опубликован на одном из порталов, размещающих официальные объявления о вакансиях. Суть ее ответов, однако, была та же: мы не публикуем информацию (о найме) в Facebook, и не знаем, кто это сделал.

А что касается одной из указанных в объявлении вакансий — уборщиц, то в штате Kronospan их вовсе нет, эти услуги предприятие покупает у другой компании, сообщила Маскаленок.

— То есть это мошенники какие-то, получается?

— Ну, возможно… какая-то компания опубликовала, да. С целью потом заключить с нами договор, и… об услугах… найма на работу.

— Значит, если человек позвонит по указанному в объявлении телефону, он к вам устроиться не сможет?

— Нет, к нам он устроиться не сможет.

…Вскоре Rus.LSM выяснит: официально устроиться на работу в Kronospan и работать там — не одно и то же.

3. Ищу работу. Звоните Максиму, скажите — от Антона

Как и советовали представители завода — звоним по указанному в «фейсбучном» объявлении телефону. Впрочем, не особо рассчитывая получить ответы — к тому моменту (по странному совпадению — сразу после общения с руководством Kronospan) пост уже был удален (скриншот у Rus.LSM.lv имеется). Сперва на звонок никто не ответил. Но через несколько часов нам перезвонили.

И явно не Анастасия Шульженко: мужской голос представился Антоном. Автор Rus.LSM.lv — пока не представляясь — поинтересовался вакансией сантехника: что за специфика работы, и какова зарплата (в объявлении ее обещали уточнить на собеседовании).

Специфика работы — все, что связано с производством, отвечает Антон. Про оплату он ответить не может, и просит звонить Максиму, поясняя: «Это руководитель по Kronospan». Впечатление от короткого разговора:

человек, представившийся Антоном, на мошенника не похож.

Но кто это, если в объявлении обещают «официальное трудоустройство», потом просят звонить «руководителю по Kronospan» — а на заводе уверяют, что абсолютно не в курсе, и даже говорят, что к ним там устроиться нельзя?

Ладно, звоним Максиму. Называем пароль — «от Антона». Сперва расспрашиваем про вакансию сантехника. Потом — оператора. Максим детально и довольно толково объясняет, как устроены производственные процессы на заводе, и что конкретно — в подробностях — должен делать работник. Тоже не похож на мошенника.

Cпрашиваем, работает ли сам Максим на Kronospan. И тут впервые ответы теряют конкретику, становясь невнятными.

— А вы там сами работаете?

— Лично сам на линии?

— На заводе.

— (Заминка) Ну, на заводе, да, там работают люди, и часто мы там присутствуем, да.

— То есть, вы сами там работаете? Можете рассказать, насколько это нормальный работодатель? 

— Ну, 50 заводов по всему миру. Не знаю, какие критерии вас интересуют.

— Руководство, отношения в коллективе.

— По большей части происшествий там нету, ко всему относятся адекватно. Другой момент — как сам работник относится к коллективу, это тоже влияет.

…Дальше Rus.LSM.lv раскрывается, представляется журналистом и сообщает: руководство Kronospan не в курсе ни объявления, ни личности Максима. Напротив, оно говорит, что таким путем устроиться на Kronospan нельзя.

— Поэтому возникает подозрение, не мошенники ли вы. Отсюда вопрос — кто вы такой?

Собеседник признается, что «в смятении» — и, чтобы доказать, что он не мошенник, рассказывает подробности.

4. Мы не мошенники, просто сдаем людей в аренду

Он сотрудник фирмы-посредника BCS, которая нанимает людей, и сдает их в аренду Kronospan, объясняет Максим.

Правда, о том что это именно компания-посредник, Максим рассказывает, уже когда говорит с журналистом. Пока он общался с «просто человеком, ищущим место», он ни разу не дал понять, что работа на Kronospan (50 заводов по всему миру!) подразумевает официальное трудоустройство в совсем другой компании.

На сайте BCS сообщается (копии страниц в Webarchive — на русском и на латышском), что компания предоставляет услуги уборки и перевозки, и что в cписке ее клиентов — десятки офисов крупных предприятий (да, и Kronospan тоже), торговых центров, а также некоторые госструктуры — Банк Латвии, Служба госдоходов, музеи, концертные залы и пр.

— Компания BCS является субподрядчиком Kronospan. — поясняет Максим. —

Как работает субподрядчик? Он перенимает у основной компании часть работы, и несет за нее ответственность.

Мы там занимаемся в том числе клинингом, а также предоставляем услуги: вывозим туда на работу людей — на вакансии операторов, уборку территорий, упаковку паллетов. Это полностью наши работники, у нас там [на Kronospan] есть свои обязанности, свой уровень ответственности… То есть, там, на заводе, присутствуют как мастера Kronospan, так и наши люди, и мы работаем в такой связке, помогаем предприятию, предоставляем людей, и сами ведем контроль их работы, проводим обучение в тех сферах, в которых мы имеем компетенцию.

— В отделе кадров Kronospan как будто не в курсе, кто вы.

— Мы не оповещаем Kronospan, что выставили объявление туда-то. Наша задача — найти людей и поставить их на работу.

— Для работника есть разница по зарплате, если он устраивается на одну и ту же вакансию через вас, или напрямую в Kronospan?

— Если честно, такую информацию я не могу вам точно сказать. 

Мы не знаем, сколько платит Kronospan своим людям. Это конфиденциальная информация, которую нам не раскрывают.

— Для привлеченных вами людей официальный работодатель в трудовом договоре — вы или Kronospan?

— (Долгая пауза) Работодателем являемся мы.

— То есть, когда вы пишете «на завод Кроноспан требуются» — де-факто человек работает на заводе, а де-юре — на вас.

— Да. И если я буду искать человека на работу в цветочный магазин — я напишу, что нужен человек в цветочный магазин (объявление о такой вакансии тот же профиль — «Анастасия Шульженко» — также размещал в Facebook-группе для украинских беженцев — С.П.).

— На трех позициях в вашем объявлении не был указан размер зарплаты, была приписка — при собеседовании. Это нарушение закона.

— Упущение. Мы его исправим в ближайшее время.

— Как давно работаете с Kronospan?

— Давно.

— Отвечаете, как партизан на допросе. Как давно?

— Вы меня немного ошарашили этим звонком, поэтому я немного в смятении сейчас пребываю.

— Мне не кажется достоверным, что вы действительно не знаете про разницу в зарплатах, если с ними работаете давно.

Максим молчит.

5. Kronospan подтверждает: да, мы в курсе

Снова звоним «кадровику» Kronospan Светлане Маскаленок. Она подтверждает факт сотрудничества с BCS. Но от ответа на вопрос, какова разница в оплате труда между своими и «арендованными» сотрудниками, тоже уклоняется: по ее словам, она этого не знает. Прочие детали не комментирует: «Не мы устраиваем их на работу, и не мы заключаем с ними договоры».

Поначалу Маскаленок не видит проблемы и в том, что в объявлении приглашают работать на Kronospan, не сообщая, что официально работодатель будет другой.

— Если вы пойдете работать в банк, а потом выяснится, что работаете в компании Х, которая «сдает вас в аренду» банку — вас это устроит?

— Ну, в таком случае это вопрос к нашим юристам. До сих пор, когда я устраивалась на работу, я знала, где буду работать, и с кем заключаю договор.

— Вы местная. Беженцы договор, составленный на латышском, могут не понимать.

Маскаленок не нашла что ответить.

5. Про нарушения. Что говорит закон

Сдача работников «в аренду» другой компании в Латвии — совершенно легальный вид бизнеса. В латвийском законодательстве он официально называется «услуга по обеспечению рабочей силой» (darbaspēka nodrošināšanas pakalpojums). Чтобы оказывать эту услугу, компания должна иметь лицензию, сообщили Rus.LSM.lv в Государственном агентстве занятости. Именно это учреждение их и выдает. Однако фирмы BCS в списке лицензированных компаний Rus.LSM.lv не обнаружил. (BCS и Kronospan не ответили на вопрос о лицензии.)

В другом ведомстве — Трудовой инспекции — Rus.LSM.lv более подробно рассказали о нюансах такого трудоустройства.

Что касается тех же вакансий в Facebook — с текстом «На завод на постоянную работу требуются», — то, согласно 32-й статье Закона о труде, в объявлении о вакансии должен быть указан либо наниматель (в данном случае, если полагаться на слова Максима — BCS), либо компания по поиску персонала, которая действует по заданию работодателя. Также для опубликованных вакансий нужно указать диапазон брутто-зарплаты — за месяц или за год, или же тариф за час. (В опубликованном и позже удаленном объявлении первое требование не было соблюдено, второе — соблюдено частично).

В соответствии с Законом о труде, если договор с сотрудником заключает компания-посредник, которая потом на определенный срок «сдает работника» в пользу и под управление другой компании, работодателем все равно является компания-посредник, еще раз подчеркнули Rus.LSM.lv в Трудовой инспекции. Также в трудовом договоре должно быть указано, что наниматель — компания, которая обеспечивает услугу обеспечения рабочей силой, а также — что сотрудник при выполнении своих обязанностей должен следовать указаниям и правилам и той компании, в которую его направят.

А если работник — иностранец, который не владеет государственным языком на достаточном уровне, работодатель обязан письменно информировать его на понятном ему языке о условиях трудового договора,

отмечают в Инспекции.

В целом нет оснований считать, что отрасль трудоустройства и «сдачи в аренду» персонала третьей стороне является зоной особого риска, считают в ведомстве.

Заявлений о возможных нарушениях в связи с трудоустройством украинских беженцев Инспекция по труду к началу июня не получала.

В компании BCS попросили прислать вопросы в письменном виде, что и было сделано. По истечении недели Rus.LSM.lv не получил ответов.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное