Хотелось бы, чтобы обращались чаще
«Это большой парадокс, по-моему: в последние полгода, как мы все видим и чувствуем по счетам, цены на энергоресурсы — газ, электричество и так далее — драматично выросли. Но интерес, в том числе к займам в Altum на улучшение энергоэффективности со стороны и самоуправлений, и частных предпринимателей не увеличился. Я даже сделал небольшой анализ, сколько каждый месяц подавалось заявлений. Не увеличился! Это парадокс, по-моему — и есть много нюансов, почему так».
Именно финансовая институция Altum выступила важным партнером в проекте реконструкции уличного освещения в городе Екабпилсе, о котором Rus.LSM.lv уже писал. Проект был закончен совсем недавно, а осуществлялся по схеме ESKO, при которой самоуправление не вкладывало средства своих налогоплательщиков, а выполнивший работы предприниматель получит вознаграждение из сэкономленных на оплате электроэнергии средств, рассказал Кудурс:
«ESKO — это когда энергосервисная компания (это не одного лишь уличного освещения касается, она может заниматься и солнечными панелями, и городским отоплением) приходит не только со своим финансированием, либо когда Altum или коммерческие банки выделяют средства — она приходит со знаниями, опытом, решением и финансированием. И с гарантией экономии, потому что если не работает то, что я, как ESKO, поставил — то я первый теряю! Если не работает — то я ремонтирую, или меняю. Если что-то не так, я теряю первый.
Самоуправление же либо другой клиент получает энергоэффективность только за счет экономии энергоресурсов. В данном случае жители Екабпилсского самоуправления будут ходить и ездить по улицам края, где более качественное освещение. Энергоэффективность — это многие бонусы: сбережение ресурсов, в том числе и денежных, улучшение качества жизни, в производстве это — уменьшение неожиданных ремонтов, и так далее. При этом мы можем жить и работать с новым оборудованием. Нужно смотреть на энергоэффективность шире. И энергокомпания может это сделать так, что вам даже не надо об этом задумываться».
Истории успеха Екабпилса поспособствовала... пандемия
Как рассказал другой гость передачи, член правления компании RCG Lighthouse Райт Бебрис, по модели ESKO она реализовала по всей Балтии свыше 400 проектов, и пример Екабпилса далеко не единственный среди самоуправлений. Первой ласточкой в Латвии стали Наукшены:
«До пандемии мы вообще не занимались муниципалитетами! Наши клиенты были только из частного сектора. Почему мы обратились к муниципалитетам? Поначалу, с появлением этой модели, все почему-то испугались, не хотели встречаться, а самоуправления были более открытыми и отзывчивыми. Спасибо Екабпилсу, но Наукшены — первая любовь. (Смеется). Они первыми поверили в эту модель и позволили нам переделать свет на их улицах».
Отчасти причиной неактивности самоуправлений в реализации ESKO-проектов Бебрис считает их неинформированность о самом существовании подобной возможности.
«Это ведь не что-то «под столом» устроенное — это легально, осуществимо, и государство это поддерживает», — отметил он.
Эдгар Кудурс добавил: он в 2019 году, еще до пандемии, лично за пять дней объехал 80-90 самоуправлений Латвии, рассказывая, что они могут сделать с освещением (а следующим будет, по его прогнозу, бум на солнечные панели и повышение энергоэффективности водоочистных сооружений).
«Мы рассказывали! Но и у предприятий, и у самоуправлений есть свои повседневные бытовые сложности, которые они решают. В каждом здании, войдя, можно видеть: тут на заменено, тут не утеплено, многое можно сделать. Но для них это не первоочередной вопрос! Светит фонарь на улице? Светит! Значит, пусть светит, не трогаем. А заодно еще, если неэффективно светит, греет и улицу (шучу). До этого еще нужно дойти. И понемногу самоуправления доходят», — пояснил представитель Altum.
В Латвии имеется больше 40 примеров успешной реализации таких проектов, рассказал Райт Бебрис:
«Опять-таки спасибо пандемии, что она продлилась. Мы до сих пор большинство наших сил тратим на госучреждения, и у меня есть целый список, где мы сделали больше или меньше проектов. Например (и отчасти Екабпилс тоже из их числа), в школах минус в чем? Часов, когда включено освещение, очень мало. И три месяца школьных каникул. Но есть спортзал, который порой работает по 11-12 часов в сутки, и вот на него приходится большинство потребления электричества в школе — и вот там имеет смысл что-то делать! Так что мы сделали и несколько школьных спортзалов».
В передаче прозвучало, что сейчас есть смысл менять даже LED на LED — старые лампы, первого поколения, на новые, намного более экономичные. И это тоже уже делается.
« LED на LED меняем уже года два. Руйиену вот закончили. Мы как ESKO-компания зарабатываем, только когда можем помочь клиенту максимально сэкономить, — пояснил Райт Бебрис — Например, вместо прежних ламп, мощностью 80 люмен, ставим наши, у которых 160 люмен».
Отдельная статья — окупаемость проектов (за счет которой исполнитель работ и зарабатывает). Установленные уличные фонари должны прослужить минимум десять лет, чтобы оправдать затраты. По наблюдению Эдгара Кудурса, в Латвии пока лишь 25% уличного освещения заменено на современное, и этого по меркам XXI века очень мало.
«Темп мог бы быть гораздо быстрее! Тем более что есть решения, показывающие, что самоуправления могут это сделать и не платя своих денег, и экономить при этом. Но часто они пока решают более наболевшие проблемы».
Как ранее сообщал Rus.LSM.lv, в трёх микрорайонах Даугавпилса появилось «умное» уличное освещение, которое регулирует яркость света по ситуации и позволяет значительно снизить выброс парниковых газов.
С проблемой дороговизны освещения улиц столкнулась в этом году столица. Агентство Rīgas gaisma заложило в проект своего бюджета на будущий год 3 млн евро дополнительного финансирования, и 2,4 миллиона из них предназначаются для компенсации издержек, резко возросших из-за подорожания электричества. В будущем году в Риге из-за нехватки финансирования не планируется реализовать ни одного проекта по замене обычных уличных фонарей на более экономичные LED-светильники.