Тема дипфейка, как способа целенаправленного обмана, в Латвии стала актуальной после того, как фальшивый Леонид Волков, соратник российского оппозиционера Алексея Навального, поговорил с депутатами Сейма. И хотя пока достоверно не известно, как именно пранкеры одурачили политиков, Янис Сартс в разговоре с Латвийским Радио 4 признал: дипфейк — технология, у которой может быть большое влияние. Однако, до сих пор для обмана хватает и старых трюков.
«Все говорят, что это будет новый уровень дезинформации. Но до сих пор никто ничего такого по-настоящему серьезного ещё не видел, — заметил тут же он. — Почему? Потому, что для того, чтобы одурачить человека, не надо заходить так далеко. Мы себя воображаем более рациональными, чем мы есть. Вот есть пранкер, и этого совершенно хватает».
«Конечно, если так теоретизировать, дипфейк — это очень мощная технология, с помощью которой можно очень сильно манипулировать. Я бы даже сказал, нас удивило, что это до сих пор было не нужно, потому что более простые, более дешевые методы дают тот же самый эффект», — добавил он.
Собственно, волна мошеннических звонков, это достаточно наглядно подтверждает. Чему способствует огромная масса людей, которые лишь недавно, во время пандемии «нырнули» в интернет-среду и представляют довольно легкую мишень для жуликов. И, по словам гостя «Действующих лиц», у злоумышленников есть широкие возможности повысить эффективность обмана, используя не дипфейки, а просто данные о человеке.
«Есть, например, так называемые большие данные, Big Data.
Если ты получаешь такие данные о человеке, они расскажут о нем больше, чем его жена или муж и, может даже, больше, чем он сам знает о себе.
И если конструировать махинацию на основе этого, там уже такие возможности…», — заверил Я. Сартс.
Он пояснил, что многие приложения, которые люди ставят на смартфоны, собирают разную информацию о пользователе — причем, с разрешения самого пользователя: о его перемещениях, о его контактах, о том, что он ищет и так далее. Эти данные продаются так называемым брокерам данных (информационным брокерам), а те, в свою очередь, их обрабатывают, сортируют, раскладывают по «пакетам» и эти «пакеты» продают дальше.
На реплику ведущей, что некоторые люди не идут вакцинироваться, опасаясь чипирования, хотя, получается, про них и так многое известно, Янис Сартс подтвердил: «Ну да. Люди сами всё это отдают. И мы [в порядке эксперимента] смогли за пару тысяч евро купить данные о сотне тысяч человек, живущих в Риге, которые показывают, где этот человек живёт, с кем живет, где бывает».
Собственно, точно так же люди дают о себе информацию и при посещении сайтов, когда жмут кнопку «согласен» во всплывающем окне с предупреждением об использовании cookies (данных, которые хранятся на устройстве пользователя и используются для его аутентификации, отслеживания его поведении на сайте и пр), констатирует он.
По его словам, это все происходит не совсем уж бесконтрольно и есть законодательство, регулирующее, что можно и что нельзя делать с такими данными.
«Что я всем хочу сказать: приватности больше нету. Просто нету.
Это, конечно, не так, что вот ваш сосед всё увидит. Должны быть какие-то технологические знания, какие-то ресурсы [чтобы воспользоваться этой информацией] но, в принципе, у нас уже нету нашей приватности – той, о которой мы думаем, что она есть.
И я думаю, что это одна из проблем, с которой не надо смиряться. У людей должна быть какая-то приватность. Особенно в отношении к государству, должны быть границы. Но, что интересно, в демократических странах, как мы видим, этим злоупотребляют не государства, а компании. В большинстве случаев это компании», — заявил директор Центра стратегических коммуникаций НАТО .
Ранее Rus.LSM.lv опубликовал интервью с телефонным мошенником, где тот, в частности, прямо говорит о возможности приобрести в интернете самую разную информацию о человеке.