«Во всем виноваты химтрейлы». Дезинформация и теории заговора после урагана в Латвии

Недавно в Латвии произошло экстраординарное событие — самые сильные дожди и самая мощная за всю историю метеонаблюдений летняя буря. Вокруг этих проявлений стихии тут же возникли различные теории заговора. Такие инсинуации возникают по определенной схеме, как результат неосведомленности и мифологического мышления, сообщает Латвийское радио.

Если посмотреть на ситуацию в Латвии в целом, то диапазон теорий заговора довольно широк. Многие из них «подспудно дремлют» и пробуждаются, как только происходит что-то необычное, неожиданное. Вот и теперь в Латвии после сильной бури частью общества муссируется теория заговора, согласно которой сильные ливни и ветер были вызваны «глобалистами», распыляющими некие химикаты с самолетов, или что «мошенники, занимающиеся изменением климата», намеренно блокировали отток воды, чтобы вызвать наводнения.

Теория заговора о «химтрейлах», или о том, что якобы с самолетов намеренно распыляют химикаты в рамках секретного плана от имени правительств и организаций, существует с конца 1990-х годов.

Примерно так же стара теория о том, будто глобального потепления на самом деле не существует, и предостережения об изменении климата — это чей-то заговор. Среди его целей, например, предположительно — создание глобальной системы власти, избавляющейся от существования независимых государств. Конечно,

возникает логичный вопрос: зачем национальным правительствам действовать против самих себя, реализуя стратегии по изменению климата, если при этом они теряют свою власть?

Другие конспиративные теории появляются как реакция на совершенно новые, беспрецедентные чрезвычайные события и кризисные ситуации, что наглядно продемонстрировала пандемия Covid-19.

Человеческий разум по своей сути пытается отслеживать взаимосвязи и найти объяснения, чтобы понять, что происходит вокруг. Когда речь заходит об экстренных случаях, например, если достоверные источники не предоставляют информацию вовремя или предоставленные пояснения неполны, неясны — люди пытаются найти их самостоятельно.

Неведение в сочетании с тревогой дает волю воображению. Поэтому часть теорий заговора в сочетании с другими обстоятельствами рождаются там, где царит непонимание, почему что-либо происходит именно так, как происходит.

Теории заговора, в свою очередь, предлагают простые и понятные объяснения сложных проблем с четко определенными «плохишами» и жертвами. «Злодеи» обычно — это некие чрезвычайно могущественные и тайные всемирные объединения, организации, а жертвами являются рядовые сограждане.

Ключ к «успеху» теорий заговора кроется в том, что в представлении некоторых людей  «злодеи» представляют собой почти мифические фигуры — загадочные силы, о которых люди, кроме немногих избранных, совершенно не знают. Тот факт, что люди не могут доказать существование «плохишей», напрямую подтверждает в сознании теоретиков заговора, что они существуют и очень хорошо работают: «Они не хотят, чтобы вы знали об их существовании и каковы их тайные планы». Это похоже на борьбу с воздухом, когда любой порыв ветра говорит вам, что «там что-то есть», отмечает Латвийское радио.

Вообще склонность человека верить в теории заговора возникает в результате взаимодействия различных обстоятельств. На это влияет и индивидуальный опыт людей, и события, воздействующие на всё общество.

Однако

важную роль здесь играет склонность людей отдавать предпочтение информации, соответствующей их мировоззрению, установкам и мнениям. Наш разум «фильтрует» и интерпретирует информацию таким образом, что она подтверждает их, и отсеивает то, с чем мы не согласны.

В принципе, по такому же принципу работают и социальные сети, алгоритмы которых анализируют активность людей, позволяя им жить в собственных «информационных пузырях». Например, какие публикации человек «лайкает», комментирует или чем делится — а соцсети подсовывают ему аналогичный контент.

В конечном итоге пользователь имеет дело только с информацией, соответствующей его интересам и взглядам, т.е. попадает в информационный пузырь — и при этом изолируется от противоположных мнений и альтернативных взглядов.

Соответственно, если интернет-юзер интересуется теориями заговора — алгоритмы все чаще предлагают ему контент на эту тему. В результате пользователь попадает в «эхо-камеры», где встречает только единомышленников, что укрепляет его веру в то, будто различные заговоры действительно существуют.

К сожалению, здесь нет простого ответа, поскольку это — многоуровневая проблема. Но ясно одно: всем вовлеченным сторонам нужно бороться против дезинформации сообща.  Традиционные средства массовой информации и учреждения должны предоставлять обществу своевременную, исчерпывающую и понятную информацию. Конечно, и самим людям также необходимо быть самокритичными и оценивать информацию, которую они потребляют. Платформы же социальных сетей должны обеспечивать проверку фактов и маркировать вводящий в заблуждение контент.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное