На вопрос, являются ли «красные линии РФ» чем-то выдуманным, на что можно не обращать внимание, Сергей Потапкин ответил: «Это не риторическое заявление. Перед тем, как подвинуть какую-то «красную линию», НАТО, Запад Соединённые Штаты (Соединённые Штаты в данном случае являются наиболее осторожным игроком) прагматично, очень чётко проверяют ситуацию и готовятся к тому, что какой-то очередной шаг может повлечь более острую реакцию Кремля, нежели они готовы принять».
Научный сотрудник Латвийского института внешней политики отметил: сегодня очевидно, что Украина нередко повышает ставки, не согласовывая действия с осторожничающими западными партнерами.
«Можно сказать, что настроения где-то идут в разных направлениях.
Запад за практически три года войны всё больше склоняется к быстрейшей заморозке конфликта и пытается в этом надавить на Украину, а Украина, напротив, пытается поднять ставки,
чтобы показать союзникам: нет, смотрите всё возможно, мы не находимся в стагнации, у нас есть желание продолжать бороться», — отметил гость «Домской площади».
Анонсированные на днях правителем РФ Владимиром Путиным изменения в ядерной доктрине страны Потапкин назвал «красной лампочкой, которую Кремль зажигает на фоне просьб Украине разрешить удары поставленным Западом дальнобойным оружием по территории РФ. Он отметил, что впервые эта доктрина была представлена публично в 2020 году, и тогда этот шаг воспринимался как попытка деэскалации: мол, смотрите, мы показываем свою доктрину, чтобы открыто играть и показать те красные линии, которые мы не позволим для перехода.
«Если мы посмотрим те изменения, которые предложены сейчас, то это прямая реакция именно на последние события. То есть в первую очередь расширен список угроз при которых РФ готова применить ядерное оружие. Если до сих пор это была атака баллистическими ракетами, то сейчас предложено расширить на другие средства, в том числе и не ядерные — беспилотники и ракеты.
Второе важное изменение — возможность применения ядерного оружия против неядерной страны, которая действует в альянсе с ядерной державой. Понятно, что в данном случае речь идёт об Украине, которая действует в альянсе со странами Запада и использует то самое оружие, которое я только что упомянул. То есть да Кремль таким образом открывает для себя дверь и говорит, предупреждает Запад о том, что использование дальнобойного оружия по территории может привести гипотетически к применению ядерного оружия», — констатировал С. Потапкин.
Когда же в Европу вернется мир? Специалист воздержался от прогноза, отметив, что всем, конечно, хочется, чтобы это произошло быстрее, но можно легко попасть в ловушку wishful thinking, т.е. выдать желаемое за действительное. «Сейчас называется [как срок окончания войны в Украине] конец 2025 года, когда РФ уже почувствует недостаток ресурсов и, возможно, будет более заинтересована в прекращении боевых действий. Но нам [в качестве такого срока] называли и осень 2024 года. И вот сейчас у нас осень 2024 года и мы видим, что война продолжается и пошла по новой спирали эскалации», — отметил он.
На уточняющий вопрос, значит ли, что он ставит на то, что война будет затяжной, Сергей Потапкин ответил: «Да».