Решение вступить в НАТО 20 лет назад было верным — глава Латвийской Трансатлантической организации

Когда страны Балтии присоединялись к Североатлантическому альянсу два десятилетия назад, они хорошо понимали, что представляет из себя их восточный сосед — Россия. Но тогда это не осознавали в полной мере западные союзники. Война в Украине заставила их более трезво посмотреть на ситуацию, заявила в передаче Rus.LSM.lv «ТЧК генеральный секретарь Латвийской Трансатлантической организации, преподаватель факультета политологии Латвийского университета Сигита Струберга.

Полную видеозапись программы можно посмотреть здесь

Вступление Латвии в НАТО 20 лет назад стало одним из ключевых моментов в истории страны. Но если в 2004 году уже было понимание, что присоединяться к договору о коллективной безопасности необходимо, то конец 1990-х — это было время, когда всё еще казалось не столь однозначным, и звучали призывы подумать, а не стоит ли Латвии сохранить нейтралитет, рассказала Струберга.

КОНТЕКСТ

Латвийская Трансатлантическая организация была создана в 2000 году группой интеллектуалов с целью просвещать общество о важности вступления Латвии в НАТО. Серьезную роль в деятельности организации играла и диаспора — зарубежные латыши. После 2006 года, когда прошел саммит Североатлантического альянса в Риге, одним из элементов миссии Латвийской Трансатлантической организации стала организация Рижской конференции — одного из самых влиятельных и крупных форумов Северной Европы по безопасности.

Источник: генсек Латвийской Трансатлантической организации Сигита Струберга

«Что, может быть, нам надо остаться нейтральными — не надо вступать, не надо злить соседа. Время от времени такое появляется. Но

мы видим, что происходит с теми странами, соседями России, которые выбрали быть нейтральными — видим, в какой ситуации они сейчас находятся. Та же Молдова, которая долгое время говорила о нейтралитете и о том, чтобы быть мостом между Западом и Востоком. Кстати, это тоже был одно из предложений — давайте мы станем мостом между Западом и Востоком. Но извините, на мосту никто не живет! Стороны надо выбирать.

И на данный момент, думаю, уже абсолютно понятно, насколько правильный выбор сделало латвийское общество, проголосовав тогда за Евросоюз, понимая важность вступления в НАТО. Эти два важных решения — о вступлении в ЕС и НАТО — то, что сейчас гарантирует нам место там, где мы есть».

Несмотря на то, что на заре вступления Латвии в альянс стимулом было стремление сблизиться с Западом, с США и Европой, уже тогда одним из важнейших соображений была именно возможность получить защиту от России, рассказала Сигита Струберга.

«Да, конечно. Это был главный аргумент — защита от России. Хотя потом были дискуссии, даже до 2014 года (и аннексии Крыма), хотя для стран Балтии звоночком был уже 2008 год (когда Россия начала боевые действия против Грузии). Мы видим по политически документам, что

сразу после вступления мы говорили, что живем в более спокойном, более безопасном мире, чем когда-либо — но, учитывая историческую память латвийского народа, конечно, в первую очередь подразумевалась безопасность от соседа».

Скептики приводят такой аргумент: еще вопрос, как скоро сможет НАТО прийти на помощь в случае нападения России на страны Балтии, прозвучало в передаче. Но уже два года назад, сразу после начала полномасштабного вторжения армии РФ в Украину, неоднократно говорилось, что НАТО — не панацея, и войска союзников в Латвии появятся не по щелчку пальцев. В 2022 году концепция обороны НАТО стала фундаментально меняться, пояснила Струберга — планы защиты стран Балтии были адаптированы, Россия была названа прямой угрозой всему миру.

«Планы защиты изменены, и НАТО совершенно четко озвучило, что защита будет с первой минуты [нападения], с первого сантиметра [территории]. И надо понимать, что восприятие России очень сильно изменилось. Когда мы вступали в НАТО — мы-то понимали. К сожалению, в наших западных партнерах не было этого понимания, что такое наш сосед и насколько агрессивной может быть Россия по отношению к соседним странам.

И в принципе, то, что изменилось — пришло к нашим западным партнерам осознание того, на что способна Россия. Вот поэтому — изменения планов, изменения военной индустрии, много других изменений. Поэтому — пересмотр функций, пересмотр того, сколько военных союзников у нас на месте... Но что меня — не скажу пугает, но — делает настороженной в нашей внутренней дискуссии, то это ожидание, что придут и спасут.

Да, нас придут спасать! Но что мы пропускаем в этой дискуссии — что мы на первый план должны ставить вопросы: что я буду делать в этой ситуации, какова будет моя ответственность, моя роль в этой ситуации?

И в этом смысле Национальные вооруженные силы сейчас очень кстати распространили сообщение в том числе об угрозе, заявив, что наша армия — это тоже НАТО, что нет отдельной натовской армии — есть армии стран-участниц НАТО, которые вместе могут защитить восточный фланг, в том числе Латвию.

Что меня пугает — это что очень часто в дискуссиях о том, чего мы ожидаем от других, мы забываем о своей ответственности. Поэтому есть Третий параграф договора о НАТО, где говорится об ответственности страны. И ответственность страны — это не только политические решения. (..) Есть индивидуальная ответственность каждого из нас, и это не только «тревожные сумки» в запасом на 72 часа, это и о другом. Что, мне кажется, мы недостаточно обсуждаем».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное