«Начинаем юбилейную «Золотую маску в Латвии», можете приходить в масках!» — организатор

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Сегодня компания Art Forte, уже который год проводящая фестиваль «Золотая маска в Латвии», объявила, что в октябре в нашей стране состоится уже юбилейная, 15-я сессия этого престижного театрального смотра. Сразу несколько спектаклей запланированы в разных театрах не только в Риге, но и в других городах республики. «Да, мы пошли на риск», — сказала в разговоре с Rus.lsm.lv директор Art Forte Юлия Лочмеле.

КОНТЕКСТ

Новая реальность, порожденная эпидемиологической ситуацией в стране и мире, заставила организаторов фестиваля вдвое сократить число зрительских мест в залах, отказаться от юбилейных торжеств, изменить структуру показов (их первая часть пройдет в Риге, Вентспилсе и Лиепае с 10 по 14 октября, вторая — в Риге и Лиепае с 4 по 7 декабря) — но суть проекта не затронула.
Более того, программа нынешней «Золотой Маски в Латвии» отражает весь спектр того, чем фестиваль радовал публику с 2006 года. Здесь нашлось место балетной классике и современной хореографии, талантливому прочтению канонических и остроактуальных текстов, постановке для детей. Мы увидим признанных мастеров сцены и откроем для себя новые имена. Все представленные в афише работы особо отмечены экспертами российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска».
«Иранская конференция» (10 и 11 октября в театре Дайлес) стала одним из самых заметных явлений московского театрального сезона. Она претендует на премию «Золотая Маска» 2020 года по всем главным номинациям: «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа драматурга», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль». Виктор Рыжаков, поставивший в Театре Наций новую пьесу Ивана Вырыпаева, собрал беспрецедентный актерский ансамбль, чтобы обсудить со сцены важнейшую тему всех времен: как научиться жить, не уничтожая друг друга.
«Танцпол» (12 октября в Лиепайском театре, 14 октября в Вентспилсском театральном доме Jūras Vārti), созданный известным бельгийским хореографом Йеруном Вербрюггеном к 30-летию театра «Балет Москва», объединил обе труппы коллектива — классическую и современную. На пуантах и роликовых коньках, босиком и в мягких туфлях артисты признаются в любви к танцу — который может исцелить от всех печалей, а может и уничтожить, как на данс-марафонах времен Великой депрессии…
Балет Минкуса «Дон Кихот» в хореографии Йохана Кобборга (4 декабря на сцене театра «Дайлес») принес Санкт-Петербургскому государственному академическому театру балета имени Леонида Якобсона шесть номинаций на премию «Золотая Маска» 2019 года: «Лучший спектакль», «Лучшая работа балетмейстера», «Лучшая работа художника» и «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль».
Театр балета имени Леонида Якобсона также представит гала-концерт «Якобсон и классика» (6 декабря в Вентспилсском театральном доме Jūras Vārti), где фрагменты знаменитейших балетов XIX века соседствуют с миниатюрами великого хореографа, имя которого носит труппа.
Спектакль для семейного просмотра «Цацики идет в школу» (5 декабря на сцене театра «Дайлес», 6 декабря в Лиепайском концертном зале Lielais Dzintars) невероятно популярен в Санкт-Петербурге. Поставленный Юлией Каландаришвили в театре «Суббота» по повести Мони Нильсон-Брэнстрем, веселый и трогательный, он разрушает стереотипы «взрослого» и «детского» поведения и помогает находить выходы из самых трудных ситуаций — например, травли в школе.
Крошечный театр «Поиск» в 2019 году прославил город Лесосибирск, удостоившись за спектакль «Мертвые души» номинаций «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера» (Олег Липовецкий), «Лучшая работа художника» (Яков Каждан) и «Лучшая мужская роль» (Олег Ермолаев, Максим Потапченко, Виктор Чариков). Великая поэма Гоголя разложена на три голоса и сыграна так, что три часа пролетают быстрей птицы-тройки. В этом наша публика сможет убедиться 5 декабря (Лиепайский театр) и 7 декабря (театр «Дайлес», Малый зал) — в день закрытия XV фестиваля «Золотая Маска в Латвии».

— Юлия, устраивать большой гастрольный проект в эти странные пандемийные времена — это действительно вызов!

— Я и говорю, что мы пошли на большой риск. Но скажу честно, что эстонские коллеги нас подтолкнули к тому, чтобы объявить: «Золотая маска в Латвии» состоится.

Они объявили о «Золотой маске в Эстонии» еще 5 июля.

Ситуация непредсказуемая и сложная, но я полна убежденности, что надо начинать, и к тому же призываю и своих коллег.

Если мы не начнем, то не будет никакого театрального сезона.

И надо начинать, даже если в залах сейчас не разрешают заполненности более 50%.

— Правда, совершенно нет уверенности, что в октябре разрешат стопроцентную заполняемость залов...

— Могу сказать, что на сегодняшний день я имею информацию о таких цифрах, касающихся разрешения о максимальной посещаемости спектаклей «Золотой маски в Латвии».

В большой зал театра Дайлес можно запускать 472 зрителя, в малый зал Дайлес — 100, в Лиепайском театр — 180, и в Вентспилсском театральном доме Jūras Vārti — более 300 человек.

Так что я вынуждена сразу сообщить, что на сей раз билеты на спектакли будут дороже. В Дайлес билеты по 80-120 евро, а в региональные театры — по 30-40 евро.

Фестиваль будет! И мы его сделаем, хотя та же «Иранская конференция» — это очень дорогой спектакль.

— Московский «Театр Наций» все-таки!

— Не только поэтому. Там одно то, что в спектакле заняты сплошь приглашенные звезды, чего стоит!

Ксения Раппопорт, Чулпан Хаматова, Ингеборга Дапкунайте, Вениамин Смехов!

Это, понимаете сами, совсем иной уровень гонораров.

Но я считаю, что чисто коммерческие гастроли в таких условиях не могут происходить. Хотя у нас по-прежнему партнерская помощь.

В общем, «Золотая маска в Латвии» состоится!

И тем самым мы и коллегам хотим дать импульс — устраивайте театральные мероприятия, а зрители — ходите в театр. Иначе ничего не будет и все остановится.

Ходите в театр, ходите на «Золотую маску» — можно и в масках. Если что, мы вам и стеклянные стенки поставим.

Тут я как раз подумала: как хорошо, что та же «Иранская конференция» идет все час и 45 минут, без перерыва. А то ведь надо подумать устроителям о многом — о том, как в таких условиях кофе подать в кафе, как пальто подать в гардеробе, как руки умыть. И получается, что для этих целей мне придется брать в три раза больше сотрудников, чем обычно. А это все дополнительные расходы.

Уже не говоря о том, что всем приезжающим из России артистам надо делать тест на этот вирус, потому что российский тест у нас не котируется.

И этот тест для россиян придется делать за плату, а расходы — устроителям.

Так что ничего неизвестно, тем более, что правила у нас все время меняются. И до октября еще дожить надо, многое еще может измениться.

Неизвестно, что будет, например, после 1 сентября. 

Но... будем жить и надеяться, что театр публике необходим и что когда-нибудь мы вернемся к прежнему ритму жизни.

И мы еще и выпьем, и станцуем.

— Я думаю, что теперь публика действительно понимает, что поход в театр — это привилегия...

— Но пока что после «Золотой маски» мы не рискуем делать какие-то новые проекты. На январь мы запланировали гастроли московского театра имени Евгения Вахтангова, перенесенные с мая. Это спектакли «Наш класс» и «Улыбнись нам, Господи!»

Будет ли к этому времени уже все в норме, неизвестно.

Если что, придется как-то рассаживать зрителей, обменивать билеты, если число зрителей все еще будет ограничено. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное