Ничейная земля латыша Стапранса. Выставка в Цесисе

Фестиваль искусств «Цесис–2023» подарил нам выставку работ живописца и драматурга Раймонда Стапранса «Слишком близко, слишком далеко». Событие подгадано к приближающемуся 100-летию знаменитого «латыша из Калифорнии», которое будет отмечаться в 2026 году. А Цесис опередил всех!

ПЕРСОНА

Раймонд Стапранс родился в Риге в 1926 году, в 1944 году семья оказалась в Германии, в 1947 году будущий художник уже жил в США. Изучал живопись и драму в Вашингтонском университете в Сиэтле, поступил в магистратуру Калифорнийского университета в Беркли, несколько семестров проучился в Университете Аляски. В 1950 году провел первую персональную выставку, в 1962 году организовал студию в Сан-Франциско и, будучи ярчайшим представителем абстрактного реализма, проводил выставки в США и Европе. В СССР его «персоналку» 1972 года закрыли через день после вернисажа, и  Латвия увидела картины Стапранса лишь в 1991 году.
Живет и работает в Сан-Франциско уже больше семи десятков лет, пишет пьесы на английском и латышском языках и признается: «Трудно сказать, кто я — писатель или художник. Возможно, и то и другое».

Раймонд Стапранс метафоричен, хотя и утверждает, что это не так. Минималистичен несмотря на то, что умеет представлять итог работы и одновременно процесс — что-то отменяет, закрашивает, деформирует, что-то сдвигает, лишает четкого абриса, что-то прикрывает белесым флером. Исходит из конкретики и тщательно прорисовывает детали, однако утверждает, что не пишет с натуры и основывается на воображаемой действительности.

Полотна из собраний Латвийского Национального художественного музея, Яниса и Дины Зузансов и других частных коллекционеров, представленные на выставке, написаны и в 60-е годы, и совсем недавно, в наши дни, но ощущение такое, что все это время художник оставался верен своему почерку и лишь «оттачивал туше». Яркий свет Калифорнии по-прежнему максимально конкретизирует его цвета, делает их броскими, не по-латвийски откровенными и отделяет друг от друга, словно разрезает полотна на автономные поля по стыку, к примеру, красного и белого, вспыхивая по этому самому стыку чем-то из дополняющей гаммы. Один участок словно приближается к зрителю, другой отдаляется — картина обретает условный, но явный объем, двигается, дышит, а трещины, проложенные по краске временем, не мешают — продолжают эту работу.

Раймонд Стапранс призывает чувствовать картины, рассматривать их, проводить с ними время. Считается, что он занимается исследованием «архитектуры предметов» с помощью взрывного цвета и плоскостных композиций, создает «напряжение между воображением и абстракцией». Убежденность в том, что искусство есть магия, Стапранс унаследовал от Ханса Хофмана, представителя американского абстрактного экспрессионизма. Как заметил арт-директор американского Crocker Art Museum Скотт Шилдс, «отчасти из-за Хофмана так много калифорнийцев решили, что живопись может существовать в двух измерениях, а не служить иллюзионистским окном в трехмерный мир».

Раймонд Стапранс: «Я не пишу с натуры. Я конструирую вещи». «Картина — это не литература. На нее нужно смотреть».

Дэвид Пейджел, американский искусствовед: «Изгнание, в которое нас загнал Стапранс, — это что-то вроде ничейной земли. И благодаря этому предметы и все, с чем мы больше всего знакомы, — мебель, комнаты и здания — становятся просто недосягаемыми».

Майя Рудовска, куратор цесисской выставки: «Стапранс умеет подчеркивать особую природу простых вещей (...) заставляя задуматься о присутствии волшебства в нашей повседневной жизни».

  • Выставку «Слишком близко, слишком далеко» (Pārāk tuvu, pārāk tālu) ищите в Цесисском выставочном зале (Пилс лаукумс, 3). Она будет открыта до 20 августа и ради нее точно стоит съездить в Цесис!

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное