Аккордеонистка Ксения Сидорова: «Абсолютно невозможно загадывать, что будет завтра»

Выдающаяся латвийская аккордеонистка Ксения Сидорова — неисправимая оптимистка. Так что, кажется, даже в той злосчастной пандемии найден хоть какой-то плюс. Например, Ксения с супругом и детьми, объездившая перед этим все континенты и получившая мировую известность, с окончанием пандемии осталась в Латвии. И именно отсюда теперь летает на концерты в Европу и другие страны мира, что для Латвии хороший знак. Об этом и другом — в интервью с Ксенией по поводу того, что 22 и 23 сентября в Большой Гильдии с участием Сидоровой свой сезон откроет камерный оркестр Sinfonietta Rīga под управлением Нормунда Шне.

— Ксения, если не секрет, о чем вы так долго беседовали с Нормундом, пока я вас ждал?

— А, о будущих планах! Мы все время не успеваем все подробно обсудить на репетициях, потому что на репетициях беседуем о том, что мы делаем на этой неделе, что на следующей. На этой — премьеры концертов, на следующей — запись диска. И заглядываем чуть в дальнейшее будущее — говорим о концертах, о новом концерте для аккордеона и какие композиторы в этом участвуют. И кажется, все обсудили!

— А что записываете на диск?

ПЕРСОНА

Ксения Сидорова родилась в 1988 году в Риге, где начала осваивать азы игры на аккордеоне в первой музыкальной школе. Позже с отличием закончила Королевскую музыкальную академию в Лондоне. В 2009 году стала лауреатом почетного приза Lady Theodore Holland за оригинальный подход и вклад в развитие и эволюцию музыки. В том же году получила и другой приз — Friends of the Royal Academy of Music Wigmore Award, который дал ей возможность дебютировать со своим концертом в зале Wigmor Hall в Лондоне.

Выступает с крупнейшими оркестрами и музыкантами мира, записывается на престижнейших звукозаписывающих лейблах. Большинство британских изданий в рецензиях на дебютный альбом 2011 года Ksenija Sidorova: Classical Accordion поставили ему пять звезд из пяти. Второй сольный диск Ксении Fairy Tales («Сказки») вышел в июле 2013 года на студии Champs Hill Records. Знаменитая аккордеонистка играет там с не менее известным Национальным оркестром ВВС Уэльса. В 2016 году на культовом немецком лейбле классической музыки Deutsche Grammophon вышел альбом Carmen («Кармен») с произведениями Жоржа Бизе. К 2022 году на счету аккордеонистки пять дисков.

Обладательница Большой музыкальной награды в Латвии и многих других престижных призов.

 

— Концерт Баха вместе с сольными произведениями композитора из Украины Сергея Ахунова, с участием Габриэллы Монтеро, такая венесуэльская пианистка. Сергей Ахунов посвятил мне «Чаккону для аккордеона, перкуссии и струнного оркестра», ее и запишем вместе с «Постлюдией», как раз эти произведения мы впервые будем исполнять в эту пятницу и субботу в концертах. Оркестр Sinfonietta Rīga еще исполнит Йозефа Гайдна, Эркки Свен-Тюира и Ондржея Адамека.

— Сколько вам уже произведений посвящено разными композиторами?

— (Смеется). Некогда считать! Пять-десять?.. Я думаю, побольше будет.

— С чем связано такое количество посвящений? Потому что вы в достаточно уникальной нише, исполнительница на аккордеоне?

— Возможно, дело в том, что просто у меня есть возможности искать. Я считаю это своей главной миссией, как аккордеонистки — продвигать этот инструмент в новом свете, в каком он есть сейчас. Потому что этот инструмент постоянно эволюционирует, у него что-то меняется, добавляется, улучшается, и сейчас он уже достиг такого уровня, что композиторы действительно интересуются им. Это такой инструмент, который может издать новые звуки... В общем, композиторам это интересно и нам, аккордеонистам, это нужно.

— Вопрос о том, надолго ли вы сейчас в Риге, уже неактуален?

— Я в Риге живу уже почти два года. А как надолго сейчас? До следующей поездки на концерт в Европе или в мире! То есть

я теперь здесь базируюсь и отсюда улетаю. Это связано со многими моментами. С тем, что так семья захотела, мой супруг-испанец Хосе был рад (он тут может работать удаленно), и наш второй ребенок, сын, родился уже в Латвии. И вот у меня уже третий ребеночек во мне — он тоже намечается в Латвии.

Здесь ощущается близость моих родителей, это огромная помощь. И я ощущаю себя счастливой, когда совмещаю время на сцене с временем, проведенным с моей семьей. И эту многокультурность в Латвии хотелось показать детям с самого начала, а то у первого ребенка, дочки, основа все-таки испанская, и теперь она впитывает другую культуру.

— Извините за личный вопрос, но видно, что вы ждете ребенка и при этом играете на аккордеоне, который на животе обычно...

— Моему будущему ребенку это нравится! (Смеется). Не волнуйтесь, у меня уже не первый ребенок, а третий, и каждый раз я играла почти до конца, так что я в этом деле человек опытный и знаю, как держать инструмент, чтобы было все в порядке.

Посмотрим, что дальше жизнь подскажет. Сейчас будут новые концерты с новыми ансамблями, которые очень жду. Вот сейчас готовим вместе с квартетом саксофонистов Signum из Германии, потом будут другие концерты с различными оркестрами — я лечу в Базель, потом до конца года еще один концерт сыграю в Латвии (в Цесисе) как раз с этими ребятами-саксофонистами из Германии. Потом еще будет Лондон, где я теперь стала приглашенным профессором в своей Королевской музыкальной академии, я ее называю своей, потому что некогда проходила в ней обучение. Проведу в Лондоне мастер-класс и сыграю вторую премьеру этого концерта Сергея Ахунова.

— Вы сами сейчас слышали, как пресс-конференция открытия сезона Latvijas Koncerti ознаменовалось разными заявлениями его руководства о том, что следует повышать зарплаты музыкантам, а то они уедут... И в это время вы возвращаетесь вдруг, обеспеченная, с именем...

— Ну ладно, люди любят считать, конечно, чужие деньги (смеется). Но что до озвученных заявлений, то я считаю, что все эти проблемы должны быть озвучены. Это хорошо, что мы сегодня об этом говорили, хотя получилось несколько депрессивно. Но когда говорить об этом, если не сейчас? Жизнь — это праздник и мы должны радоваться тому, что мы живем. Но если это не поддерживается правительством, которое, по идее, мы выбираем через выборы в тот же парламент...

— Вы ходили на выборы?

— Конечно, я же гражданка Латвии.

Кто-то должен взять на себя ответственность и действительно начать об этом говорить. Если у людей есть проблема, у нас привычка отмалчиваться, никто не бунтует, например, против огромных счетов.

Возможно, где-то лучше живется, в той же Испании. Но я сюда вернулась по своим собственным соображениям, потому что семье сейчас так удобно. Как это все будет дальше — я не знаю. Правильно сказал глава Latvijas Koncerti Гунтар Кирсис — у нас пока что невозможно с уверенностью сказать, что будет завтра, послезавтра. Если есть такая возможность, ты можешь взять чемоданы и уехать туда, куда тебе лучше — я всегда пойму, почему человек это сделал, если там действительно лучше. Но

многие остаются в Латвии даже при хорошем музыкальном образовании, потому что да, в Европе за это хорошо платят, но тут же семьи, родная страна.

Я сказала Гунтару Кирсису и Нормунду Шне, что хорошо, что они этот вопрос затронули. И через прессу основная масса людей будет знать о проблемах музыкантов, хотя у этой массы тоже свои проблемы.

— Есть такое понятие, что Латвия — это страна тихой прекрасной старости. То есть, если ты заработал на старость, тут прекрасно жить — море, природа, грибы...

— Кстати, вот смотрите — за окном идет дождь, грибной. Я тоже очень люблю собирать грибы.

— Как и Элина Гаранча, кстати, бывшая сейчас в Латвии и собиравшая грибы ведрами. И все же... Вас трудно представить пожилой, но вы видите себя через несколько десятилетий в тихой прекрасной Латвии?

— Абсолютно невозможно загадывать. Потому что, я вам честно скажу, что не могу точно сказать, что будет завтра.

— Спрошу иначе — какой бы вы хотели себя видеть?

— На самом деле, что в жизни главное? Это неизменные понятия — здоровье, семья. И уже не важно, где это будет, главное, чтобы неизменные понятия оставались. Хотелось бы какого-то спокойствия, уверенности, но, к сожалению, с таким устройством, какое у нас есть (система государственная, система банковская — это все очень связано), мы не можем пока что иметь уверенность в завтрашнем дне. Надо быть все время начеку, все время быть вооруженным, глядя, чтобы что не случилось. И — постоянно учиться. И надеяться на лучшее.

— Перед нашим разговором ваши коллеги говорили еще и о том, что некоторые подумывают о смене профессии. Кем вы себя представляете, если не аккордеонисткой?

— Вот я иногда думаю о том, могу ли я протянуть эту жизнь, будучи только музыкантом, не делая чего-то другого, побочного?

На самом деле это страшно, когда человек, начавший музыкальное образование еще с того времени, когда чуть ли не под стол ходил — и вдруг должен оставить свой инструмент. Потому что нам нравится музыка, столько времени в это вкладывается. В моем случае, для моей семьи это была бы страшная трагедия на самом деле, если что-то поменять. Я не знаю, я абсолютно не представляю себя в какой-то другой роли.

Мне очень повезло, что я играю на аккордеоне, я действительно хотела этого. Я каждый день благодарна богу, что так вышло. И очень рада, что я в Риге, что выступаю с этим оркестром, с этим чудесным дирижером Нормундом, с которым выступаем уже много лет — я восхищаюсь, как он заботится о каждой ноте. Я рада, что здесь с премьерой нового произведения, а это всегда особое событие. И я надеюсь, что в этом новом произведении слушатели кое-что услышат интересное и важное для себя. И в конце концов, в этих выступлениях соединяются две моих главных любви — музыка Баха и современная музыка! С нетерпением жду...

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное