«Нечто совершенно особенное и прекрасное» — режиссер Виестур Кайриш о Краславе

Когда на экраны вышел художественный фильм «Город у реки», жители разных латгальских городов, расположенных на берегах рек, заспорили между собой, утверждая, что это именно их город изображен в фильме. Но, конечно, это была Краслава — и им могла быть только она, подтвердил режиссер картины Виестур Кайриш в передаче Латвийского радио 4 «Подробности». Объяснив, чем же она так неотразимо притягательна. С пятницы 14 июля в Краславе широко отмечают 100-летие присвоения ей статуса города.

Полную видеозапись передачи «Подробности» можно посмотреть здесь.

Создавая этот «город N», Кайриш, по его словам, объединил в нем черты других маленьких латгальских городков:

«Я чувствую в них всю эту Атлантиду — всю огромную культуру, которую унесла Вторая мировая война, река времени... Поэтому многие спорили, где это — но, конечно, Краслава занимает особенное место в этом фильме, именно там я мог показать свой город у реки. Я использовал панораму города рядом с ней. И дом героя фильма был на берегу реки в Краславе.

Я вообще долго искал всю натуру, долго ездил с художником, с оператором... Но я всё это знаю — в Латгалии живу. Это был долгий процесс поисков, который я на самом деле люблю. Часть съемок прошла и в Лудзе».

Надо самому побывать в Краславе, чтобы понять, что она за феномен, говорит Кайриш с явным восторгом:

«Это же наш юг! Есть даже долина Даугавы, являющая собой такой резервуар солнца — это действительно юг Латвии. Это очень чувствуется, такой теплый итальянский город. Итальянскости придает и католическая архитектура, которая там появилась в польское время. Краслава такой достаточно польский город.

Мне нравится, что там ты видишь еврейскую, польскую, латгальскую, да и русскую культуру тоже в этаком миксе — ты сразу понимаешь, что это город не одной национальности, что он универсальный. И он на самом деле всегда и был такой».

Во время съемок краславское самоуправление и горожане были очень отзывчивы, декорации мастерской были созданы в школе, а выразительные лица режиссер отправлялся искать... в супермаркет Maxima.

«Там очень хорошие лица встречаются! Я снимаю и всякий раз думаю: я бы хотел здесь домик, или хоть квартирку — вот домик Ансиса (героя фильма) я бы, наверное, купил... Я не могу передать — во многих местах я бывал, но в Краславе мне особенно нравится.

Думаю, она вообще-то суперкурорт! Если из заброшенных старых домов у Даугавы умные люди с деньгами могут что-то создать, отреставрировав. (..) У Латгалии есть две главных жемчужины — это Краслава и Лудза. Это традиционная городская культура. Статус города присваивали и во времена Первой республики, и при советской власти, а перед этим населенные пункты считались, по-нашему, местечками. Но в Лудзе и Краславе, как и в Резекне (ну и в Даугавпилсе уже отдельная история) ты всегда видел: да, это город! Традиционный город. И вот в том, что они были городами уже с очень большой историей, и есть свой шарм.

Краслава, кроме того, не будем забывать, вообще была первым в Латви городом, где в высшем учебном заведении преподавали не латышский литературный, а латгальский язык! Особенно для польских священников, они же должны были работать с местной, латгальской паствой. Это же огромная история. У нас не помнят и не знают этот факт».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное