Свидетели Баррикад: пуля в одежде брата

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Баррикады 1991 года считаются кульминацией национального пробуждения Латвии и движения к восстановлению государственности. Журналисты Latvijas Radio выбрали 10 предметов, ставших свидетелями этого поворотного периода. Пятый рассказ — о пуле, которую нашел Эрвин в одежде вернувшегося с баррикад брата.

ПРОЕКТ

Всего через полтора года после Балтийского пути люди объединились ради еще одной масштабной кампании ненасильственного сопротивления: около 50 тысяч человек в Риге, Лиепае, Кулдиге и Улброке более недели — с бетонными блоками, колючей проволокой и без оружия — добровольно охраняли самые стратегически важные объекты восстановленной Латвии. У каждого из них своя история Баррикад. Вспоминая эти события, Lsm.lv предлагает взглянуть на баррикады с необычного ракурса — через призму десяти предметов, которые со времен баррикад до сих пор хранятся в ящиках, подвалах и гаражах их владельцев, или переданы в коллекцию Музея баррикад 1991 года. Эти объекты рассказывают десять очень личных и субъективных историй, которые вместе образуют большую и яркую мозаику.

Сплющенная автоматная пуля — жуткий сувенир, который 30 лет хранится дома у бывшего баускского милиционера Ренара Заляйса. Эту пулю вечером 20 января 1991 года выпустили в него. Но где она нашлась, Ренар долгие годы не мог вспомнить, так как после обстрела был в шоковом состоянии. Эту историю сохранил его младший брат Эрвин

Эрвин Заляйс тоже был милиционером, но работал в Риге, и во время Баррикад обеспечивал порядок. О том, что во время судьбоносного обстрела среди восьми охранявших Министерство внутренних дел милиционеров был его брат, Эрвин не догадывался. «20 января, в воскресенье вечером, всех работников милиции с помощью Латвийского радио и Латвийского телевидения вызвали на работу. Я, конечно, отправился на свое рабочее место на улице Сколас. Вооружились, сели, стали ждать дальнейших событий. Слушали радио, телевидение, смотрели, что происходит у здания министерства», — вспоминает он.

Около трех-четырех часов утра по радио стали сообщать, что стрельба закончилась. Также сообщали, что один из милиционеров — Ренарс Заляйс — пропал без вести. «Начальник разрешил мне отправиться в министерство, чтобы узнать, что с моим братом. У меня была личная машина, я поехал туда и встретил коллег брата, которые стояли на улице. И никак найти его не могли», — говорит Эрвин. Позже Ренара нашли в подвале здания. Сам он допускает, что потерял сознание. Эрвин вспоминает, что его брат находился в состоянии сильного шока. О том, что ранен, он узнал лишь позже.

«Приехали домой, открыл ему дверь, он пошел мыться. Снял свитер, форменную рубашку, и тут смотрим: опа, на животе-то у него линия кровавая! Смотрю, что там еще: опа, в майке дырка, в рубашке дырка. Взял джемпер, и — бряк! — что-то выпало. Смотрю: ой-ой-ой, пуля. Так я эту пулю и нашел», — эмоционально рассказывает Эрвин.

Он допускает, что пуля в брата угодила рикошетом. Сам Ренарс помнит, что в тот вечер допустил ошибку. Восемь милиционеров разделились на две группы и, пока одни охраняли снаружи, вторые внутри переводили дыхание. Не догадываясь о приближающемся обстреле, находившиеся внутри сняли бронежилеты. «После рикошета пуля потеряла силу и просто там осталась. Если бы было лето, одежда не помогла бы. Так или иначе, он эту пулю так и носил до момента, пока не разделся и она не выпала. Хорошо, что из одежды, а не из него», — говорит Эрвин.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное