#LV99плюс Наказание политическим заключенным — казнь или ссылка в Литву

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Антонія ​Преде (Antonija Priede), 28 лет 

Родилась в Риге в обеспеченной, но не богатой семье. Закончила Ломоносовскую женскую гимназию. Мечтала об университете, однако родители не могли оплатить учебу за границей. Антония устроилась работать секретарем. Незадолго до начала войны девушка влюбилась в русского чиновника и, когда летом 1915 года началась эвакуация из Риги, вопреки воле родителей отправилась за ним в Петроград. Там роман закончился. Антония в Петрограде сдружилась с русскими и латышскими меньшевиками, увлекшись их политическими идеями. После Октябрьской революции девушка вернулась в Видземе и поселилась в Валмиере. Когда началась германская оккупация, Антония решила тайно вернуться в Ригу. В рамках проекта #LV99plus она делает записи в дневнике и на Facebook.

Ужасная судьба постигла* мою давнюю знакомую — учительницу Лизете Дате — и ее сестру Юлию. До войны обе были пылкими сторонницами идей социализма и, очевидно, не утратили свои убеждения и в военное время. Обе все больше склонялись к большевизму, и

после прихода германцев в Ригу продолжили активно работать в социалистическом подполье.

В начале года, однако, их деятельность оборвалась. Обе активистки с жаром агитировали, переводя на немецкий и распространяя опубликованные в подпольной газете «Спартак» воззвания к германским солдатам. Весьма смелый, хоть и неразумный шаг. Полиция настойчиво шла по следам двух сестер, и их арестовали. Приговорили к худшему — смертной казни.

Говорят, приговор Юлии уже привели в исполнение в тюремном дворе Цитадели, однако наказание Лизете смягчили — ее отправят на 10 лет на каторгу в Вильнюс.

Ссылать политических заключенных в Вильнюс или Каунас — принятая практика. Невозможно представить, какие муки теперь терзают Лизете: возлюбленная сестра ее убита, а самой, полной печалей, предстоит рабство в Литве.

Тяжелая доля выпала и тем германским солдатам, кто готов был выслушать арестованных сестер.

Власти очень боятся, что социалистически настроенные части восстанут и свергнут кайзера. В пределах своих возможностей германские социал-демократы блюдут права военных, однако в Балтии их шансы на что-то повлиять весьма скудны.

Тех солдат, кто выказывает симпатии революционным идеям, моментально карают.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Активнейшим может выпасть длительное тюремное заключение или даже смертный приговор. Осужденных на казнь обычно отправляют в тюрьму Цитадели, и говорят, германских военных там хватает.

(* 1918 год, 25 июля. Запись в дневнике.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное