Из истории Курземе: как «белофиннский» маршал Маннергейм не стал рыбозаводчиком

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Будущий регент Королевства Финляндия, отец «линии Маннергейма» и президент Финляндии Карл Густав Маннергейм в начале XX века купил у баронов фон Остен-Сакенов поместье в Апприккен под Газенпотом, ныне — Априки в Айзпутском крае. Развил было бурную хозяйственную деятельность, но потом имение продал. Сейчас тут музей, где Маннергейму отведено особое место.

На фасаде помещичьего дома рядом с главным входом укреплена памятная доска с надписью на латышском, финском и английском языках. Она гласит: «Генерал К.Г.Э. Маннергейм, позже маршал и президент Финляндии, вместе с супругой Анастасией Араповой были владельцами поместья Априки с 1901 до 1912 гг.». Доска открыта в конце мая 2016 года в присутствии многочисленных высоких гостей из Финляндии. Подгадали как раз ко дню рождения столь почитаемой в Финляндии личности — Маннергейм родился 4 июня 1867 года. Разумеется, финны в Априки частые гости — в комнате, посвященной знаменитому владельцу поместья, множество сувениров с исторической родины.

Здешнее имение было записано на имя Анастасии Араповой. Богатой генеральской дочке принадлежало очень красивое поместье в Подмосковье, но совершенно без земли, пояcнила Rus.Lsm.lv директор музея Айна Цермане. А Маннергейм тогда хотел заняться хозяйством, прослышал, что в Апприккене продается хорошее имение с богатыми угодьями — и купил. «Сложно сказать, насколько часто он здесь бывал, и вообще, жил ли здесь более-менее продолжительное время. Но то, что он устроил здесь рыбные каскадные пруды — это совершенно точно! Маннергейм хотел выращивать карпов на экспорт, тогда это был очень востребованный в Европе продукт, да и в Санкт-Петербурге тоже благосклонно к этой рыбе относились. Не сложилось. Рыба чем-то заболела, согласно записям — «уснула». Еще одно новшество Маннергейма — он открыл здесь одно из самых первых предприятий по переработке молока в Априки. Даже сыродела из Финляндии выписал, настоящего специалиста», — рассказала Айна Цермане.

С тех времен сохранилось не слишком много свидетельств. Одно из них — фотография группы людей с надписью на обороте «1902 год. Дворня» и ниже «Априки. Барон Маннергейм».

За несколько лет до покупки Апприккена в семье Маннергеймов начался разлад, вскоре Карл Густав завёл отношения на стороне. Причем не одни. Скандалы с женой следовали один за другим, так что переезд в Апприкен был попыткой склеить брак. Но сельская идиллия не помогла, семья вернулась в Санкт-Петербург. Поместье было продано прежним владельцам — баронам Остен-Сакенам.

Дворянский род фон дер Остен-Сакенов (Von der Oesten genannt Sacken), как гласит «Российская родословная книга» середины XIX века, вышел «из Австрии в Померанию, а оттуда в Остзейский край в XIV веке». Древний род был весьма разветвленным, его представители занимали высшие должности в Курляндии, служили в Польше, Швеции, Дании, с XVIII века — и в России.

«Во владениях остзейского рода Остен-Сакенов в наших краях были три уникальных здания — поместье Априки, местная церковь и поместье Падуре, это в восьми километрах от Априки», — рассказала Айна Цермане.

Если соберетесь ехать — не перепутайте, потому что еще одно поместье под названием Падуре есть неподалеку от Кулдиги.

Здание поместья в стиле барокко строилось в 1742-1745 гг., так что в этом году у него юбилей, 275 лет. Айна Цермане надеется, что коронавирусные ограничения позволят 4 июля провести запланированный Праздник сада поместья. Почтеннейшей публице обещаны концерт, выставки и прочие развлечения.

Башня в неоготическом стиле пристроена к зданию в конце XIX века. Наверху был кабинет помещика. Вид отсюда красивый, и свои владения сверху удобно обозревать. На фронтоне главного фасада — рельеф из песчаника с гербами баронских родов Остен-Сакенов и Корфов, созданный после того, как один из Остен-Сакенов женился на представительнице рода Корфов. Очень красивый и тонко сделанный рельеф — на волчьей морде с правой стороны даже шерстинки видны. Его считают самым роскошным среди подобных рельефов в поместьях Латвии. В здании сохранились оригинальные дубовые двери, паркет, очень красивая изразцовая печь и так далее.

Остзейские бароны хорошо относились к местным жителям и заботились об их образовании, уверяет Айна Цермане. Один из Остен-Сакенов в 1741 году основал первую в Курземе школу для крестьянских детей. Она находилась в доме священника, а в 1920 году, после земельной реформы, переехала в здание поместья. Несколько лет назад школу закрыли и теперь здание полностью принадлежит музею. «Музейный» класс здесь давно — со старыми партами, чернильницами-непроливашками, перьевыми ручками, старыми книгами...  Правда, после закрытия настоящей школы переехал в другое помещение. Директор музея обратила внимание Rus.Lsm.lv на пол — мол, специально сняли многолетние наслоения краски, открыв квадрат старого деревянного дощатого пола. На нем даже чернильные пятна видны!

В краеведческой части музея много предметов крестьянского быта. Будете хвататься за утюги («плетцизеры») на углях — осторожней, они тяжелые. Несколько комнат музея отданы гномам, детям тут наверняка понравится. И есть комната с коллекцией пряслиц — со всех краев Латвии (даже 1831 года!) и из многих стран мира. Здесь же и прялка, куда без нее. Пряслиц здесь около 700. «Вот и королева Виктория не гнушалась прясть», — указала Айна на фотографию на стене.

...В огромных погребах с массивными сводами есть подземный ход. Сейчас он основательно завален, но ведет к другому сокровищу Априки — лютеранской церкви. Впервые на местной карте она была отмечена в 1640 году, в конце XVII века была основательно перестроена, в 1710 году к ней добавили колокольню и ризницу. Тогда это была частная церковь баронов Остен-Сакенов, теперь — памятник культуры государственного значения. Снаружи она не слишком отличается от других курземских церквей, но внутри несказанно хороша! В этот приезд внутрь попасть не удалось, но несколько лет назад тогдашняя руководитель местного прихода Гунта Смилтниеце показала ее автору Rus.Lsm.lv и рассказала много интересного.

В церкви есть «господская ложа», бароны во время богослужений заходили в нее через отдельные двери и наблюдали за всем через резные окошки. Причем эта ложа расположена как бы «на втором этаже», даже выше места священника. Потолок церкви в 1744-1746 гг. расписал в стиле барокко прусский художник Й.Ф.В. Роде. Деревянная резьба в стиле рококо создана местными мастерами — господская ложа, амвон, алтарь, исповедальня создают единый ансамбль.  

Гунта Смилтниеце тогда рассказала и два очень интересных исторических факта уже XX века. Церковь со временем обветшала. В 1938 году приехал в эти места Карлис Улманис, увидел, что крыша церкви прохудилась, а роспись повреждена. И выделил личные средства на восстановление церкви. Богослужения здесь не прерывались и во Вторую мировую, и в советское время. Но в 1950-60-е, когда церкви массово закрывали, превращая их в клубы, фермы, склады, зернохранилища, угроза нависла и над местным храмом. Но повезло — за эту церковь заступилась знаменитая скульптор Вера Мухина, и отстояла ее. Так же, как и за Памятник Свободы в Риге.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное