Исторические фото: уникальный отчет о баррикадах

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Хотя многие до сих пор хранят личные воспоминания о временах Баррикад, кажется, что документальные кадры заморозили эти дни и сохранили навсегда. Lsm.lv предлагает уникальный фоторепортаж талсинского фотографа-документалиста Дайниса Карклувалкса о январских событиях тридцатилетней давности. 

В его кадрах запечатлены как точно характеризующие эпоху моменты, на которые многие, возможно, в то время не обращали внимания, так и люди — менее известные, более известные и те, кого уже нет с нами. 

Шествие через Каменный мост

13 января 1991 года. Люди переходят Каменный мост в направлении Старого города, где на Набережной пр...
13 января 1991 года. Люди переходят Каменный мост в направлении Старого города, где на Набережной проходит народная манифестация

«Утро после трагических событий в Литве. Люди со всех уголков Латвии приехали на народную манифестацию на Набережной и направляются из Пардаугавы в сторону Старой Риги. Я сам с коллегами только что приехал из Талси», — рассказывает Карклувалкс.

13 января 1991 года. Люди по Каменному мосту идут на народную манифестацию на Набережной. Вид со сто...
13 января 1991 года. Люди по Каменному мосту идут на народную манифестацию на Набережной. Вид со стороны Старой Риги

Переходя на другой берег Даугавы, Карклувалкс остановился посреди моста на трамвайных путях, чтобы запечатлеть почти полностью свободную от транспорта дорогу и людей, которые тоже вот-вот доберутся до этой стороны реки. «Мост пересечен. На заднем плане видно место, где сейчас находится библиотека», — комментирует фотограф. 

Народная манифестация на Набережной

13 января 1991 года. Народная манифестация на Набережной
13 января 1991 года. Народная манифестация на Набережной

На Набережной началась народная манифестация с плакатами и флагами. «С Годманисом и честью — против тиранов и силы», — написано на одном из плакатов.

13 января 1991 года. Актер Янис Паукштелло обращается к участникам народной манифестации на Набережн...
13 января 1991 года. Актер Янис Паукштелло обращается к участникам народной манифестации на Набережной

«Паукштелло обращается к людям с трибуны, на которую когда-то поднимались советские лидеры. Позади него — закрытая серой тряпкой «голова» Ленина: это было сделано рано утром или ночью», — вспоминает Карклувалкс. 

13 января 1991 года. Тогдашний председатель Совета министров Ивар Годманис обращается к участникам н...
13 января 1991 года. Тогдашний председатель Совета министров Ивар Годманис обращается к участникам народной манифестации на Набережной

«Спустя мгновение с той самой трибуны, на которую поднимался Паукштелло, к народу обратился и Годманис. До этого также выступал Ромуальд Ражукс (тогдашний председатель Народного фронта Латвии — ред.)», — комментирует фотограф.

 В «Талсинских известиях», в выпуске от 15 января опубликован фрагмент речи Годманиса: «Мы в Латвии начинаем сами принимать свои законы, мы начинаем сами определять себе средства, на которые будем жить, мы начинаем сами определять то, какие отношения будем поддерживать со своими соседями. И именно тогда, когда мы начинаем идти по этому пути, нам хотят навязать другое. 

Нас хотят вернуть туда, куда мы на самом деле больше не можем вернуться. 

И я думаю, что не только сегодня, но и потом, как бы ни было трудно, нам нужно помнить одно: только если мы вместе — латыши, а также представители других национальностей, живущих на берегу Балтийского моря — скажем четко и ясно: на нас можно давить, нас можно гнуть, но нас нельзя загнать обратно туда, где мы были, в этот глубокий сон...». 

13 января 1991 года. Художница Джемма Скулме обращается к участникам народной манифестации на Набере...
13 января 1991 года. Художница Джемма Скулме обращается к участникам народной манифестации на Набережной

Отрывок из выступления художницы Джеммы Скулме: «Мы не знаем, какой час ждет нас, но, Литва, в твой трудный час мы с тобой. Произошло то, что мы с нашим опытом могли предвидеть, но во что не хотели верить.

Патология сумасшедших, безумие и фанатизм, готовый в своей агонии уничтожить все вокруг...

Народ Латвии, ты, стоящий здесь, пришел по доброй воле, из жажды свободы, в гневе и унижении, все еще презираемый и ненавидимый унижающими, сегодня ты пришел не рычать и реветь — нет, этого мы никогда не умели. Мы ищем слова, и они уходят корнями в народную песню. Мы поем и мы верим, что песня нас защитит. Мы снова ищем слова мольбы, которые они приказали забыть». 

13 января 1991 года. Тогдашний председатель Верховного Совета Анатолий Горбунов обращается к участни...
13 января 1991 года. Тогдашний председатель Верховного Совета Анатолий Горбунов обращается к участникам народной манифестации на Набережной

Вместе с фотографиями Карклувалкса в номере «Талсинских известий» за 15 января также опубликован отрывок из речи Горбунова:

«В чем мы провинились, что нам снова надо собираться здесь, на Набережной, чтобы подтвердить свое существование, чтобы подтвердить свое желание создать свое государство. Такое право дано каждой нации, каждая нация имеет право создать свое государство. И поэтому все упреки о том, что мы после Декларации 4 мая действуем противозаконно, неразумно или как-то еще, все это свидетельствует, что непонято элементарное, даже самое элементарное желание народа иметь свое государство, которое он построит сам и которое будет его защищать. По всем ощущениям, общество Латвийской Республики в известной степени раскололось. Звучат требования об отставке правительства и парламента и другие резкие критические замечания и ультиматумы. Я не исключаю возможности, что разные группы населения нашей республики могут по-разному относиться к нашему правительству, нашему парламенту и даже иметь ультимативные требования. 

Но главное — как реализовать эти требования! Реализовать демократическим путем или насильственным, с применением военной силы. 

Отношение к отдельным парламентариям или членам правительства может быть разным, но давайте подумаем об одном, прежде всего о главе нашего правительства. Я думаю, не вызывает сомнений, что глава нашего правительства своей работой и конструктивными шагами сделал все, что мог. Поэтому я хочу обратиться к народу Латвии с просьбой и предложением не менять главу правительства Латвийской Республики сегодня. Напротив, мы должны выразить ему самую решительную поддержку. 

Фрагмент номера газеты "Талсинские известия" от 15 января 1991 года
Фрагмент номера газеты "Талсинские известия" от 15 января 1991 года
 

Мы всегда можем рассмотреть вопросы состава правительства, но сделать это демократическим путем, даже если нам придется сформировать коалиционное правительство. Поэтому я призываю как народ, так и парламент использовать последние возможности на этом демократическом пути и отказаться от конфронтации, чтобы не  конфронтация возникла, но состоялся диалог. Я буду оставаться на своем месте так долго, как того пожелает наш парламент».

13.01.1991 Во время народной манифестации с вертолета разбрасывают над толпой листовки с воззванием...
13.01.1991 Во время народной манифестации с вертолета разбрасывают над толпой листовки с воззванием от имени советской власти

«Что было написано в листовках, неизвестно, потому что их никто не читал. Вероятно, призывали собравшихся “опомниться” и “образумиться”», — говорит Карклувалкс.

Фрагмент номера газеты "Талсинские известия" от 15 января 1991 года
Фрагмент номера газеты "Талсинские известия" от 15 января 1991 года

Эпизод с разбрасыванием листовок коллеги фотографа описали и в вышедшем двумя днями позднее номере «Талсинских известий»: «Осуществить задуманное военным не удалось, даже ледяной ветер был на нашей стороне — и большую часть сброшенных листовок унесло в сторону. Собравшиеся на крышах рижские мальчишки тут же проверили, как эти листовки горят». 

13.01.1991 Дирижер Имант Кокарс дирижирует толпой. Рядом с ним держит плакат уличный музыкант, саксо...
13.01.1991 Дирижер Имант Кокарс дирижирует толпой. Рядом с ним держит плакат уличный музыкант, саксофонист Имант Скуя

«Через несколько дней сфотографировал Иманта Скую, когда тот играл для людей на липовой аллее около Совета министров», — комментирует случайное совпадение Карклувалкс. 

У Совета министров

18.01.1991 Женщина изучает плакат о выводе войск СССР, наклеенный на машине около здания Совета мини...
18.01.1991 Женщина изучает плакат о выводе войск СССР, наклеенный на машине около здания Совета министров

«На фото это сложно увидеть, но на плакате было написано, что войска СССР должны быть выведены из Латвии до 31 января», — поясняет Карклувалкс.

18.01.1991 Уличный музыкант Имант Скуя играет на саксофоне на аллее у здания Совета министров
18.01.1991 Уличный музыкант Имант Скуя играет на саксофоне на аллее у здания Совета министров

«Это второй снимок со Скуей, которого за несколько дней до этого сфотографировал рядом с Имантом Кокарсом на Набережной», — рассказывает Карклувалкс.

18.01.1991 Женщина смотрит на сообщение о гибели водителя Министерства сообщения Роберта Мурниекса 1...
18.01.1991 Женщина смотрит на сообщение о гибели водителя Министерства сообщения Роберта Мурниекса 16 января

Случайная прохожая смотрит на прикрепленное к дереву напротив здания Совета министров сообщение, комментирует запечатленное на снимке фотограф.

18.01.1991 Цветы у памятника Свободы
18.01.1991 Цветы у памятника Свободы

Нашлись энтузиасты, расставившие цветы в такой форме, вспоминает Карклувалкс. У подножия памятника Свободы рядом с фотографией погибшего Роберта Мурниекса стоит плакат о погибших в Литве — его на народной манифестации на Набережной пять дней назад держал в руках уличный музыкант Имант Скуя. 

Домская площадь

18.01.1991 Возведение баррикад возле здания Латвийского радио
18.01.1991 Возведение баррикад возле здания Латвийского радио

«Чтобы добраться до дверей радио, нужно было пройти через лабиринты», — вспоминает Карклувалкс.

18.01.1991 Медработники в Домском соборе
18.01.1991 Медработники в Домском соборе

«Очень спокойная атмосфера, свет лампы освещает медсестру. Царящие там покой и тишина контрастировали с тем, что происходило снаружи. Через пару дней по телевидению сообщили об обстреле», — описывает события того дня Карклувалкс. 

18.01.1991 Люди отдыхают и греются на скамьях Домского собора
18.01.1991 Люди отдыхают и греются на скамьях Домского собора

«Немного заметно, что объектив запотел: в соборе был влажный воздух из-за обогрева холодных помещений», — рассказывает фотограф.

18.01.1991 Склад медицинского инвентаря в Домском соборе
18.01.1991 Склад медицинского инвентаря в Домском соборе

«Как видно из надписи, там хранились предметы, которые могли понадобиться для помощи легко- и тяжелораненым», — говорит Карклувалкс.

Шведские ворота

18.01.1991 Перекрытые колючей проволокой Шведские ворота со стороны улицы Торня
18.01.1991 Перекрытые колючей проволокой Шведские ворота со стороны улицы Торня

«Перед воротами стояла машина, чтобы нельзя было попасть в Старый город. Чтобы сделать этот снимок, я залез на крышу машины — она частично попала в кадр в правом углу», —  объясняет фотограф. 

Закюсала

18.01.1991 Женщина играет на синтезаторе в здании Латвийского телевидения на Закюсале
18.01.1991 Женщина играет на синтезаторе в здании Латвийского телевидения на Закюсале

«Музыка на Закюсале развлекала уставших. Играли веселые мелодии: сколько можно грустить, нужно что-нибудь повеселее», — вспоминает фотограф.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное