Эти почти пол года простоя (последними турниры в Лионе и Монтеррее завершились 8 марта) вместили в себя массу жалостливых историй: драматичных и комичных, сердобольных и эпичных, в которых смысл был только один — без игры всем плохо и дальше так продолжаться не может. Поэтому даже сербско-хорватские истории с заражением коронавирусом таких звезд первой величины, как серб Новак Джокович или Григор Димитров из Болгарии, скорее воспринимались снисходительно. Всем было невтерпеж играть по-настоящему, со зрителями, но в итоге получился досадный фальстарт. Трудно было всем мастерам большой ракетки, особенно тем, кто находится далеко за пределами первой сотни мирового рейтинга, а значит не успел заработать за свою карьеру миллионы призовых (в профессиональном спорте никаких пособий за простой не полагалось). Впрочем, даже в такой ситуации катастрофы не произошло — никто из них не пошел работать разносчиком пиццы или водителем такси.
Все просто ждали и скулили, если так можно выразиться.
Действительно, сложно было всем — и миллионерам от большого тенниса, и малоизвестным игрокам. Да той же Остапенко, например. Первая ракетка Латвии не раз этим летом сетовала на то, что очень тяжко только тренироваться и чего-то ждать, готовиться непонятно к чему. Ведь в воздухе все время повисал главный вопрос — когда же все начнется. Это больше всего ее убивало.
Севастова, которая со своим другом тренировалась в Австрии, тоже, по большому счету, скучала. Впрочем, «выход из спячки» у нее получился более ранним и разнообразным, когда она в течении одной недели смогла выступить сразу на двух выставочных турнирах в Берлине. В первом из них, который проводился на травяных кортах классического спортивного стадиона имени Штеффи Граф (прославленная немецкая теннисистка, 22-кратная победительница турниров серии «Большого шлем» и супруга не менее легендарного Андре Агасси), она дошла до полуфинала, где не справилась с пятой ракеткой мира Элиной Свитолиной (Украина) — 6:7 (2:7), 3:6. Потом был еще один турнир, там же — в Берлине, но на харде и в непривычной обстановке. Тридцатилетняя уроженка Лиепаи провела три успешных матча на закрытых кортах, в решающей встрече за титул взяв верх над Петрой Квитовой из Чехии (12-я ракетка мира) - 6:3, 3:6, 10:5. Но самое интересное даже не результат, а то место, где все это происходило. Организаторы нашли, надо отдать им должное, оригинальный вариант — ангар закрытого аэропорта «Берлин-Темпельхоф» на фоне военного самолета 40-х годов прошлого века (это был американский транспортник Дуглас C-54 «Скаймастер»). Организаторы берлинского турнира постелили одиночный корт (без коридоров) и с двух сторон смонтировали трибуны, на которые пустили 200 человек. Другой фишкой турнира стало то, что к ангару игроков подвозили на спонсорских спорткарах. Это я к тому, что летом все-таки что-то происходило, когда правительства ряда европейских стран постепенно пошли на смягчение ограничительных мер.
Остапенко, кстати, безвылазно тренировалась все это время в Латвии — то в зале, названном ее именем возле Юрмальского шоссе, то ездила в Лиепаю. Воссоединение теннисных див нашей страны (Остапенко на данный момент — 41-я ракетка мира, Севастова — 43-я) все-таки случилось, правда, не в Риге. Спасибо за это надо сказать нашим соседям эстонцам, которые придумали турнир Merks Cup, не так давно завершившийся в теннисном центре «Тонди», что в Таллине.
Эстонцы на самом деле придумали очень интересный формат — пригласили сильнейших мастеров большой ракетки двух стран, предложив за два дня зрителям 11 матчей: по четыре в мужском и женском одиночном разрядах, два — в парных разрядах (мужской и женский) и, разумеется, микст (смешанный). Итог — 6:5 в пользу сборной Эстонии. И если мужская часть сборной Латвии — Эрнест Гулбис (162-й номер рейтинга Ассоциации теннисистов-профессионалов) и Карлис Озолиньш (1133-й) не подвели, выиграв все свои пять матчей, женская была не так убедительна с пятью поражениями.
Справедливости ради надо отметить, что против них тоже играли не слабаки — обе соперницы входят в топ-100: Анетт Контавейт (22-я ракетка мира) и Кайя Канепи (99-й номер мирового рейтинга WTA). Все решилось в заключительной игре смешанного разряда уже за полночь, а точнее в одном сете, в котором хозяева корта вновь преуспели (7:5).
Таким вот получился разогрев для ведущих латвийских теннисистов накануне исторической даты — 3 августа, как официальное возобновление сезона, анонсированное Международной федерацией тенниса (ITF).
Порядком надоевшее безвременье подошло к концу — первыми из карантина вышли турниры Женской теннисной ассоциации (WTA).
В эти дни на Сицилии проходит Palermo Ladies Open, куда изначально намеревалась лететь и наша Остапенко. Правда, ее планы поменялись, и, скорее всего, теперь мы увидим ее в деле в Праге. Кстати, турнир в Палермо стартовал, несмотря на то, что перед его началом у одной из теннисисток оказался положительный результат анализа на Covid-19 (по некоторым данным, ею оказалась теннисистка из Болгарии). Но отменять все из-за этого случая организаторы не стали — и так все намучились, тем более, что так долго ждали этого момента. Главный урон было все же кадровый — с соревнований моментально снялись девять теннисисток.
И вот он, исторический момент - первый матч новой эпохи (!) выиграла хорватка Донна Векич. Не сглазить бы турнир в Палермо...
Сейчас хотя бы есть смысл изучать календарь 2020 года, в котором по-прежнему из турниров «Большого шлема» продолжают оставаться и US Open в Нью-Йорке, и парижский «Ролан Гаррос». Пройдут они уже осенью, в сентябре-октябре. Тем не менее, все равно коррективы боссами ITF вносятся буквально на ходу во многом из-за сложной эпидемиологической обстановки в США. На следующей неделе по ту сторону океана у мужчин и женщин не состоятся традиционные августовские соревнования в Сан-Диего, Вашингтоне и канадский Roger Cup в Торонто. Вместо них 10 августа стартует турнир в Праге, перенесенный с весны, куда и собирается лететь первая ракетка Латвии. По словам Остапенко, пока что в ее планах нет поездки в США, несмотря на то, что в Лексингтоне (Кентукки) собирается приличная компания (американки Серена и Винус Уильямс, Слоун Стивенс, а еще Виктория Азаренко из Беларуси и другие). Еще через две недели всех ждут в Нью-Йорке и Цинциннати. А уже потом, в последний день августа, стартует US Open со своим строжайшим протоколом безопасности (игроки смогут привезти с собой ограниченное количество персонала, должны будут жить в определенных гостиницах или снять дом, носить маски, соблюдать дистанцию и регулярно проверяться на коронавирус). Как и следовало ожидать, на трибунах зрителей не будет и, что еще удивительно - почти не будет линейных судей.
Пока что из лагеря латвийских теннисисток не поступала конкретная информация — рискнут ли они лететь в Северную Америку. Остапенко, правда, уже заикнулась, что американскую часть сезона она в этом году все-таки пропустит. Севастова и Гулбис пока думают, но не удивлюсь, если и они примут подобное решение. Тем более, что в измененном календаре необычно много для осени стало турниров в Старом свете и мотаться куда-то сейчас нет большого смысла. Это во-первых. Во-вторых, той же Остапенко милей грунтовый «Ролан Гаррос», в котором она сенсационно победила три года назад. В-третьих, если кто-то выбирает все же играть в США, по возвращению в Европу они обязаны садиться на карантин. А это еще две недели простоя.
Так что ну очень невыгодное мероприятие это ваш Открытый чемпионат США.
В сентябре не будет турнира в Мадриде, зато в календаре значатся австрийский Китцбюэль, а также Рим, Страсбург и Стамбул. Согласен, не самый богатый выбор, но все равно есть где играть и, причем, не где-то там в заброшенных аэропортовских ангарах. Отодвинутый на осень «Ролан Гаррос» стартует 27 сентября, причем со зрителями (организаторы планируют пустить 5 000 зрителей). Впрочем, все может быстро поменяться и очень многое будет зависеть от американского эксперимента.