Две трети трамвайных маршрутов Rīgas satiksme все еще обслуживают старые трамваи, выпущенные десятки лет назад в Чехословакии. И чтобы добраться до различных районов столицы, люди вынуждены забираться в вагоны, где пол находится на высоте около метра.
Если поехать на 10-м трамвае в Бишумуйжу, можно наблюдать, что сениорам и людям попасть в вагон довольно сложно. На конечной остановке корреспондент Latvijas Radio увидел пожилого господина, для которого преодоление дистанции в три ступени оказалось весьма трудным делом. Пока его спутница – раз, два! – и уже снаружи, он, держась одной рукой за поручень, а другой – за костыль, выходит из трамвая очень медленно.
Трамваи – единственный транспорт Rīgas satiksme, который еще не полностью заменен на новый.
Первый низкопольные трамваи начали курсировать по Риге еще в 2010 году, но сейчас на их долю приходится около половины трамвайного парка.
Если же смотреть по количеству маршрутов, новые трамваи курсируют только между Юглой и Имантой, а также ул. Аусекля и Межапарком.
«Все, что старое, не всегда хорошее. Не нужны старые трамваи, а для пожилых людей они ограничивают возможность перемещения», - говорит о старых вагонах заместитель руководителя Латвийской федерации пенсионеров Дзинтра Жилде. По ее мнению, Rīgas satiksme должно предлагать пассажирам альтернативу.
«Нужно страться добиться того, чтобы на каждом маршруте были низкопольные трамваи, а не только старые. Не все являются акробатами или атлетами и могут забраться в полушпагате на первую ступеньку», - отметила Жилде.
Недовольство старыми трамваями высказывают и в Рижском альянсе активных сениоров.
«Мы ощущаем, насколько сложно забраться в эти транспортные средства, но мы активны и не можем сидеть дома. Мы хотим двигаться, ездить в общество, но очень часто именно эти трамвайные ступеньки для некоторых становятся причиной, по которой они не могут приехать к единомышленникам», - говорит представитель общества Лиесма.
«Год выпуска не важен. Главное, что они исполняют свою функцию», - сказал Latvijas Radio руководитель Альянса рижских районов Марис Янсонс. При этом он отметил, что Риге нужно развивать общественный транспорт, в противном случае люди будут больше перемещаться на личном транспорте. А одной из причин, почему в столице все еще не заменены все трамваи, является неправильное руководство Rīgas satiksme, считает Марис Янсонс.
«Если я правильно помню, с трамвайной закупкой были большие проблемы. Она была направлена на одного производителя. Все задержалось. Подорожало. Это вещи, которые нельзя быстро изменить. Но я думаю, дело в том, что Рига сравнительно мало тратит на транспортную инфраструктуру. Если бы в течение десяти лет это был приоритет номер один, все бы было заменено», - считает Янсонс.
Чтобы низкопольные трамваи могли курсировать по всем маршрутам, сперва нужно существенно переделать имеющуюся инфраструктуру, пояснила начальник отдела стратегического развития Rīgas satiksme Рита Странгате. Она отметила, что до конца следующего года планируется завершить реконструкцию трамвайной линии седьмого маршрута. Таким образом, примерно через два года в Кенгарагс будут курсировать новые трамваи. Кроме того, до конца следующего года планируется частично переделать трамвайную линию от конечной остановки «Ильгюциемс» до перекрестка Юрмалас гатве и Слокас.
Руководитель комитета сообщения и транспорта Рижской думы Олфа Пулкс сообщил Latvijas Radio, что эти работы обойдутся Риге в 46 млн евро, большую часть из которых покроет финансирование из еврофондов.
А вот по второму маршруту – на ул. Тапешу – и по 10-му – в Бишумуйжу – старые трамваи могут курсировать еще около десяти лет, допускают в Rīgas satiksme.
По словам Олафа Пулкса, параллельно с реконструкцией имеющихся линий, город планирует новый маршрут – в Зиепниеккалнс. Впрочем, ни сроки, ни стоимость этого проекта пока неизвестны.
Но пока старые вагоны курсируют, в Рижском альянсе активных сениоров предлагают решение, как сделать трамваи более удобными для пожилых людей – нужно установить дополнительную ступеньку, которая могла бы выезжать при нажатии на кнопку у дверей. Тогда людям было бы проще садиться и выходить из старых трамваев.