Наказание за вождение в нетрезвом виде становится всё жестче. В прошлом году были приняты поправки, которые позволяют лишать свободы водителей с концентрацией алкоголя свыше 1,5 промилле, а также конфисковывать у них транспортные средства. Начальник бюро полиции порядка Курземского регионального управления Госполиции Гинтс Эшенвалдс уверен, что пьянство за рулем – это самое грубое нарушение правил дорожного движения. Прежние ужесточения наказания не оказывали особого воздействия. И привел некоторые данные по Курземе – за 2021 и 2022 годы:
«В прошлом году прирост составил 62 случая, это водители велосипедов и мопедов. Раньше этих водителей, может, так сильно не контролировали. Среди остальных водителей прирост составил 85 случаев. Так что те санкции, которые были до декабря прошлого года, их не пугали или не останавливали от вождения, находясь в алкогольном опьянении. Сейчас, если мы посмотрим январь и почти прошедший февраль – сравнивая со статистикой прошлого года – число [пьяных водителей] все же становится меньше. Но должны пройти месяцы, когда мы сможем точней провести анализ и понять, как меняется ситуация. По-моему, эти [новые] санкции отвечают подобным нарушениям, которые могут создать опасность дорожному движению в отношении других его участников».
В 2022 году в Курземе полиция задержала без малого тысячу пьяных автоводителей. В прошлом январе их было 55, в этом – 41. Опьянение бывает и намного выше 1,5 промилле. Уже есть и конфискованные автомобили, и компенсации – ведь примерно половина нетрезвых водителей лихачат на чужих машинах. Гинтс Эшенвалдс подчеркивает – полиция усилила контроль, проверок на дорогах больше. Но с выводами надо подождать хотя бы полгода. Тогда станет видна реальная ситуация и влияние ужесточения наказания. Когда госполиция конфискует автомобиль, в крови водителя которой более 1,5 промилле, машина эвакуатором доставляется на автостоянку Госагентства обеспечения. Потом, как рассказала руководитель отдела транспорта Госагентства обеспечения Лайа Довгушко, Агентство ждет решения суда или прокуратуры.
«Транспортное средство или конфискуется, или возвращается к владельцу – в случаях, когда собственник третья персона. Всего у Агентства есть возможность хранить около 850 транспортных средств, по всей Латвии пять стоянок, в Курземском регионе у нас одна стоянка, в Кулдиге, туда доставляются все транспортные средства Курземского региона. Сейчас в Кулдиге в общей сложности 44 транспортных средства, переданных на хранение. Разумеется, далеко не все они принадлежали нетрезвым водителям. В процентном отношении на всех местах хранения Агентства удельный вес машин, конфискованных за нетрезвое вождение, составляет 30-35%», - пояснила Довгушка.
Госагенство обеспечения лишь хранит конфискованные машины, но они находятся в распоряжении Службы госдоходов как собственность государства. По данным на начало прошлой недели, ведомство получило распоряжение о конфискации 209 машин. Из них 129 уже проданы. Недавно Сейм принял поправки к Закону «О поддержке гражданского населения Украины». Согласно им, конфискованные у пьяных водителей автомобили теперь можно безвозмездно передавать Украине.
«В Агентстве уже были представители twitter-конвоя, они уже осмотрели машины, которые планируется доставить в Украину, и это вопрос приведения в порядок документов, чтобы эти машины попали в Украину», - рассказала Довгушко.
Что думают лиепайские автовладельцы об ужесточении наказаний за «пьяное вождение»?
- Станут меньше пить за рулем с учетом риска конфискации машины?
- Я думаю, что нет, скорей всего, это не поможет. Если не помогла тюрьма, если не помогли очень большие штрафы… Сомневаюсь! Конечно, если очень дорогие машины… может быть, владельцы задумаются. Но у тех, кто едет на дорогих машинах, скорей всего, она не одна. Довольно много таких людей, которые продолжают кататься в нетрезвом виде.
- Отношение к пьяным за рулем у меня очень негативное. Наказывать надо довольно серьезно за это дело. Но вот что касается конфискации машины – по-моему, это неправильно. Есть же право на неприкосновенность частной собственности! А если будет какое-то наказание, от которого он реально уйти не сможет, например, полгода провести в тюрьме, в реальной тюрьме! Вот тогда, я думаю, они начнут бояться! И чтобы не было возможности увернуться от этой ответственности.
Гинтс Эшенвалдс рассказал давнюю историю – в 1999 году водитель насмерть сбил велосипедиста. И покинул место происшествия. Полиция нашла его через несколько дней, но уже невозможно было доказать, был ли он пьяным в момент аварии. В тюрьму он не попал. Машину ему вернули.
«Я не преувеличиваю, но после того случая, после тяжелого дорожно-транспортного происшествия, этого водителя 4-5 раз задерживали, когда он был в состоянии опьянения. Если б у него своевременно эту машину забрали, возможно, у него не было бы средств на покупку другой машины. А он на этой машине продолжил вызывать ДТП и совершать нарушения!», - считает Эшенвалдс.
Этот человек продолжал пить и совершать аварии, к счастью, уже без пострадавших, игнорировал решения суда… Все это тянулось несколько лет – полиция возбуждала криминальные дела, направляла их в суд, но лишение свободы к нему не применяли. Тогда в силе был другой Уголовный закон. Гинтс Эшенвалдс надеется, что ужесточение наказания за езду в нетрезвом виде заставит людей задуматься.