«Дядя Ваня»: старейшине Даугавпилсского автобусного парка — 83

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Ивану Пимановичу Виноградову — он же «дядя Ваня» — 83 года. Водительский стаж — 65 лет, из них 57 лет отработал водителем автобуса в Даугавпилсском автобусном парке. Но только сейчас этот жизнерадостный, с открытым сердцем и душой мужчина решил уйти на заслуженный отдых — и то по наставлению врача, рассказывает Латгальская студия Латвийского радио-4.

Дядя Ваня — старейшина городского автобусного парка. Много видел, много знает, много пережил, но, несмотря ни на что, не хандрит и ни о ком не говорит плохо. Почему решил стал водителем… Особо выбирать не приходилось. Время было непростое — послевоенное. Нужно было работать, чтобы не быть обузой для семьи.

«Получил права в 55-м году, и хотелось поработать мне на этом. На машине, короче говоря. Потом уволился, ушел в Лауцесское МТС — машинно-тракторную станцию. Там работал сразу на «Газике», ГАЗ-93, потом на бензовозе стал работать. И после бензовоза ушел в армию. Служил в Южном Казахстане. Потом попал в пожарную команду, на пожарные машины. Я уже с правами 3-го класса. Так и работал. Отслужил 3 года. А потом мне за хорошую работу, за хорошую службу предлагают: или ефрейтором остаться в армии, или домой. Я говорю: домой поеду».

На этом военная карьера Ивана Виноградова закончилась. Вернувшись из армии, он попробовал исполнить свое самое заветное желание — стать водителем автобуса. Правда, сначала пришлось приобщиться к искусству — поработать водителем в Даугавпилсском театре.

«С армии я пришел в 1959 году. Мне сразу хотелось в автобусный парк. Но не получилось. Такой был там Ковалюнас, инженер по технике безопасности или эксплуатации. Прихожу к нему, говорю, что у меня права 2-го класса, думал поездить на автобусе. Мечта у меня была — поработать на «скорой» или на автобусе, людей возить. Пришел, а он такой: мы не можем, если только кто-то только что-то нарушит, тогда возьмем, тогда место освободится. Думаю: ну надо же что-то делать после армии! И вдруг театр. Ему нужен был водитель. Работа была — возить декорации по гастролям. И вот поработал я там 4 года, и наш театр разогнали»

Немного истории. Даугавписский театр существует с XIX века. Его то закрывали, то открывали вновь. Труппа работала и в годы Второй мировой войны, а в 1944 году, когда еще шли бои под Ригой, была организована русская драматическая труппа. В 1959 году театр был реорганизован в музыкально-драматический — с латышской и русской труппой, в штат был включен оркестр, а также хор. Помимо драматических спектаклей начали ставить оперы и оперетты, которые впоследствии оказались непосильной ношей. В результате в 1963 году театр был закрыт. Но если для актеров это стало трагедией, то для дяди Вани — новым этапом в жизни.

Его все-таки приняли на работу в Автобусный парк. Заветная мечта исполнилась. Сначала работал на районных маршрутах, потом стал водителем городского автобуса. Его учителем был Аврамий Михайлов, многолетний руководитель Даугавпилсского автобусного парка. Но это он потом стал начальником, а в 1963 году Аврамий Михайлов водил автобус.

«Меня взяли подменным. Аврамий Силантьевич Михайлов (потом стал директором парка) — к нему в пару. Мы его звали Аркаша. Не Аврамий, а Аркаша. У нас первые рейсы были 6-ка и 7-ка, маршруты без кондукторов. С 1963 по 2020 год получается 57 лет».

О выборе своей профессии дядя Ваня не жалеет. Что в ней такого привлекательного? Романтика, говорит он.

— Зато все ямки знаю, где находятся. Или колодцы. Начинаешь ехать — и уже знаешь, где как объехать эту улицу. Едешь и смотришь за движением. Все ямы не объедешь, но стараться надо. Меня звали дядей Ваней. Не знаю, откуда это пошло. Кто-то придумал и пристало.
— Бывали моменты, когда хотелось громко хлопнуть дверью?
— Да, первое время, когда начинал работать. Все гуляют, а мне работать надо… Рано вставать. Это же в 4 часа утра нужно было вставать, мы же в 5 часов уже начинали. И за городом были такие ранние маршруты. И теперь в городе тоже рано, 5.25 первый автобус.

Конечно, такой график работы не сильно нравился семье. Даже в праздники муж на работе.

«Мне жена говорила: «Может, тебе тяжело? Может, уже хватит?» Давно уже говорила. Я отвечаю: «А что я, камни гружу что ли? Пришел в гараж, заправился, взял путевку, сел и поехал». Иду, как на праздник».

Сегодня Даугавпилсский городской автопарк обновляется постоянно, но было время, когда автобусы выходили на линию, а через 2-3- часа вынуждены были возвращаться на базу.

«Раньше много ремонтировались. Пару рейсов утром сделаем, потом едем в гараж. На ремонт. Сами тоже помогали ремонтировать. Сейчас конечно, не так уже — заявку дал, слесари сделают. Если не успеть, то другой автобус. Сейчас поновее автобусы, уже не такие, получше. Раньше на «Икарусах» похуже было в морозы. Солярка застывала. Едешь-едешь — и заглох. Пойдешь, подкачаешь, проедешь — и опять надо прокачивать, иначе никак. А не заведешься, вызываешь техпомощь, и тебя тянут в гараж».

Говоря о своей работе, дядя Ваня о ее минусах рассказывать не хочет. А они есть, и их немало. Работа водителя далеко не легкая. Но, к сожалению, оценивается она не так, как этого заслуживают люди, в руки которых пассажиры каждый день вверяют свою жизнь.

«Немножко надо бы добавить. Тяжелая работа. Внимательность нужна. Все время, как говорится, «на дрожжах»».

К уходу на заслуженный отдых Иван Виноградов вроде бы готов. Единственное, что рвет душу на части — это его автобус. Кому достанется? Как будут к нему относиться? Только об этом он сегодня и думает:

«Буду скучать. Жалко мне автобуса. Пока не знаю, кому передаю. У меня напарник сейчас Миша, сменщик мой. Я говорю: «Буду уходить». А он: «Ой, не уходи, будем дальше работать». Я с ним чуть больше полугода работаю, он новенький. Ну как новый, так надо немножко руководить, показать ему, где масло, допустим, протекает. Бывают же такие вещи. Не все гладко может по машине быть».

А еще есть очень важный предмет одежды, без которого дядя Ваня — и вовсе не дядя Ваня. Это его фуражка. Безусловно, уже раритетная.

«Это у нас форма такая. Давным-давно. Звездочка — какой-то ленинградский завод делал. У меня даже пиджак есть форменный, с нашивками. Это моя реликвия. Фуражке лет 40. У меня она не одна, а 6 штук было. Последнюю в Прейли достал»

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное