- Учитель со скромными финансами
- Дела, не доведенные до расследования
- Бизнес для вывески
- Отказ прояснить ситуацию
- В сделках замешан член Нацобъединения
Учитель со скромными финансами
Ежемесячный доход бывшего следователя Роберта Дирнена составляет около 800 евро на руки. Официальным достатком никогда не отличался и его брат Каспар Александров. В распоряжении передачи «Запрещенный прием» есть информация, что он, например, не подал нулевую декларацию, которую четыре года назад нужно было подавать всем жителям Латвии, имеющим более 10 тысяч латов. Показательно, что не сделала этого и их мать, у которой позднее оказалось почти полмиллиона и недвижимость, унаследованная ее сыновьями.
То, что у матери Дирненса и Александрова денег не водилось, подтверждают и ее бывшие коллеги. «Между прочим, она была очень бедным человеком. Она не была предпринимателем». В школе считают, что сыновья мать попросту оболгали.
Лидия Дирнена иногда писала письма в местную газету Zemgales Ziņas. В одном из них она жаловалась, что в местной церкви стали брать деньги за концерты, на которые раньше можно было попасть бесплатно. Билеты стоили три лата.
Весьма маловероятно, чтобы основу империи заложили и младшие Дирненсы — Робийс и Мадара, поскольку на момент покупки недвижимости они не были совершеннолетними.
Дела, не доведенные до расследования
По словам одного из источников передачи, Карспар Александров связан с одной из крупнейших в Латвии группировок, занимающейся отмыванием средств и предлагающей компаниям услуги по оптимизации налога на добавленную стоимость (PVN).
В свою очередь, у сотрудника финансовой полиции Роберта Дирненса имелась возможность и расследовать подозрительные сделки, информация о которых поступала из базы данных СГД, и закрывать на них глаза, получая за это взятки. При этом приобретение недвижимости — классический способ легализации наличных средств, и для этой цели подходят как родственники, так и доверенные лица.
Передача «De facto» также побеседовала с человеком, задержанным по подозрению в отмывании средств, которому Каспар Александров отлично известен как один из основных конкурентов в этой сфере, действующий при этом с гораздо большим размахом.
«Помощь» в финансовых делах и махинациях с PVN предоставляется во многих сферах: и деревообработке, и в торговле автомобилями, и в строительстве. Ежемесячный оборот достигает семи миллионов евро, и 11—12% от этой суммы остается у посредников.
«Например, человек закупает лесоматериалы без документов об их происхождении, ему такие документы необходимы, чтобы показать СГД, откуда взялся этот товар. Он перечисляет нам деньги, мы даем ему документы о происхождении, накладные. С PVN, конечно. И затем, продавая этот товар, он продает его уже с PVN и у него имеются документы о происхождении», — рассказал собеседник передачи.
Отметим, что сын Дирненса Робийс занимается торговлей лесоматериалами, и к концу года компании удалось достичь миллионного оборота практически на пустом месте .
«Чтобы стать предприятием с большим оборотом, нужно дружить с СГД, c Финансовой полицией. И набирать клиентов. Чем дольше вы работаете, тем больше клиентов. Ведь в наше время тем, кто не платит, работать трудно. Потому что с оборотом в миллион вы становитесь заметным, и работать сложно. Не говоря уже о тех, у кого пять, семь миллионов. Это невозможно, если не платить. За делами надо присматривать. — Что значит «присматривать»? — Это означает, что если его дело из СГД попадает к Финансовой полиции, то его никогда не доведут до расследования и за него не оштрафуют. Не попадет «к операм» в разработку».
Сейчас в отношении Роберта Дирненса никакого дела не возбуждено, но с работы ему пришлось уйти. Кроме того, в сделках Александрова замешан не только его брат, но и другие сотрудники Финансовой полиции.
Интересно, что незадолго до увольнения Дирненса устроиться на работу в Финансовую полицию пытался его сын Робийс, якобы владеющий процветающим бизнесом. При этом зарплата полицейского поначалу — в лучшем случае около 500 евро.
Согласно сведениям, имеющимся в распоряжении передачи «Запрещенный прием», СГД в настоящее время начала проверку деклараций всех членов семьи Дирненса, заподозрив, что их расходы не соответствуют официальным доходам.
Бизнес для вывески
Решив поговорить со всеми, кто замешан в том деле — самим Робертом Дирненсом, его сыном, братом и племянницей, журналисты решили отыскать их по адресам, по которым они задекларированы, или в принадлежащей им недвижимости. Однако встретить их там не удалось, и по оставленному номеру телефона тоже никто не перезвонил.
Тем не менее, на следующий день позвонил молодой человек — приемный сын Каспарса Александрова от первого брака — Раймонд Элпе. Встретиться и поговорить он согласился, но без камер и записи.
Встреча состоялась в Озолниеки, в кафе Meka. По словам Элпе, о семейных сделках ему мало что известно, со своим отчимом он не общается, но хотел бы знать, что расследует передача. Однако он признает, что по большей части все предприятия — лишь вывеска. В свое время отчим пытался вовлечь Раймонда в свои дела, однако тот отказался, и отношения между ними испортились.
Отказ прояснить ситуацию
Еще один человек, с которым решили пообщаться корреспонденты — подруга Мадары Дирнены Эйла Кирсе, представляющая зарегистрированную на Кипре компанию, которой, в свою очередь, принадлежит Re&Law Consultation.
В Елгаве Эйла Кирсе известна как фитнес-тренер, которая по вечерам проводит тренировки в местном клубе Veselības ģenerators. Там ее LTV и встретило, но поговорить с журналистами Кирсе отказалась. На обратном пути из Елгавы LTV связалось с Мадарой Дирненой, дочерью Каспара Александрова. Ее фирма волшебным образом вскоре после начала работы смогла приобрести эксклюзивные автомобили, в том числе новый BMW, на котором ездит она сама. В пользу Мадары Дирнены заложен ряд объектов недвижимости компании Skulte Real Estate.
Мадара Дирнена сообщила, что ей принадлежит компания Re&Low Consultations, но о деятельности фирмы говорить отказалась. Кроме того, возмущенная тем, что журналисты проводят собственное расследование, она пообещала пожаловаться в правоохранительные органы и в СМИ.
По юридическому адресу на ул. Иерикю в Риге фирму Re&Law Consultation, членом правления которой Дирнена является, найти не удалось, нет у нее и собственного сайта. К тому же, согласно данным Дирекции безопасности дорожного движения, приобретенный компанией дорогой автомобиль недавно был снят с учета.
Расследование сделок империи Дирненов для правоохранительных органов может оказаться одним из самых крепких орешков, поскольку при ее создании использовались все возможности, предоставляемые законом и Финансовой полицией. Так, чтобы выяснить, кто является бенефициаром, необходимо получить информацию с Кипра, что очень проблематично. Задача попроще — необходимо начать уголовный процесс, что в этом случае должна сделать Финансовая полиция.
В сделках замешан член Нацобъединения
Параллельно с изучением деятельности «империи» Дирненов, «Запрещенный прием» провел еще один эксперимент. Журналисты попытались выяснить, кто именно организует сделки с недвижимостью. Выдав себя за покупателя, интересующегося участком в Лимбажском крае, где у компании Skulte Real Estate есть земля. В местном самоуправлении после долгих поисков удалось получить номер телефона продавца. Им оказалась вовсе не Мадара Дирнена, а некий Янис, который пообещал подыскать участок.
Через некоторое время на электронную почту пришло его предложение. Точно такой же номер телефона и адрес электронной почты оказался у Яниса Дамбиса, который, по данным на домашней странице, руководит Саулкрастским отделением партии «Национальное объединение». Позднее выяснилось, что сейчас отделение возглавляет депутат Сейма Янис Домбрава, а Дамбис — его заместитель.
Кроме того, выяснилось, что Дамбис — не совсем обычный наемный продавец. Например, его жена Илзе в качестве посредника фигурирует в нескольких сделках Skulte Real Estate. Выяснить, каковы отношения Дамбиса с Дирненсом и Александровым, журналистам не удалось — по телефону тот ответил, что на разговор у него времени нет.