Заместитель генсека НАТО: практическое партнёрство с Россией сейчас невозможно

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Убийство Немцова – вопрос не только геополитики Путина, но и внутренней политики России, частью которой являются давление на общественные организации и ограничения СМИ. Одной из целей НАТО остаётся установление партнёрских отношений с Российской Федерацией, однако в условиях российской агрессии на Украине от практического партнёрства приходится отказаться, - заявил в интервью программе Латвийского радио 4 «Домская площадь» заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу.

 

Я не знаю причин и мотивации тех, кто убил Немцова – но атмосфера того, что происходит в России и на Украине – это две части одних и тех же событий. Никто не знает, что произошло и возможно, не узнает никогда. Убийство Немцова – не только вопрос геополитики Путина. Это вопрос и внутренней политики. Уничтожение либеральной оппозиции, ограничения СМИ и происходящее на Украине – это две стороны одной и той же медали.

- Вы провели четыре года в России в качестве посла. Это была другая страна?

- Не совсем. Я считаю себя русофилом, я люблю русскую культуру, у меня много друзей в России, Конечно, тогда была настоящая политика, настоящая оппозиция, свободные СМИ и честные дебаты между либералами, консерваторами и коммунистами. Но изменения, которые мы видим сегодня, начались во время первого правления Путина. Это ограничения, наложенные на НТВ и другие телеканалы, Арест Ходорковского, давление на негосударственные организации и гражданское общество в целом. Тенденции были ясны уже тогда.

- Сейчас с Россией ещё можно договориться, или НАТО должно говорить с ней только с позиции силы?

- В отношении России у нас нет новых целей. В наших целях партнёрство с Россией, но в сегодняшних условиях это фактически невозможно. Всё практическое сотрудничество необходимо было прекратить после агрессии против Украины. Это вопрос принципа. Мы хотели бы строить сотрудничество с Россией на принципах, указанных во многих международных соглашениях. Это основополагающий и окончательный акт, подписанный в Хельсинки и такие принципы, как уважение суверенитета и независимости каждого государства и отказ от изменения границ силовым путём. Если Россия готова вернуться к этим принципам, можно вернуться и к обсуждению практического сотрудничества. Но, к сожалению, я не слишком оптимистичен по этому поводу.

- Президент Обама назвал Россию второй угрозой после Эболы. О вирусе давно ничего не слышно - можно ли назвать Россию угрозой номер один?

- Мы не считаем Россию угрозой. Конечно, поведение России угрожает международной системе безопасности. Это Россия считает НАТО угрозой и противником номер один. В связи с этим мы должны действовать реалистично. Как я уже сказал, это будет зависеть от поведения России на Украине и в бывшем советском пространстве. Создаётся впечатление, что Россия ищет сферу влияния, а эта модель устарела в международном пространстве.

- Советник президента США по вопросам национальной безопасности Збигнев Бжезинский заявил, что российские войска могут вторгнуться на территорию стран Балтии, а НАТО на это никак не ответит, опасаясь угрозы ядерного конфликта с агрессором.

- Я думаю, что эти (опасения — Rus.lsm.lv) необоснованны. Все союзники понимают, что пятый пункт Вашингтонского договора («нападение на одного — нападение на всех» — Rus.lsm.lv) – это сердце НАТО и самое важное обязательство для каждого союзника. На саммите в Уэльсе мы решили повышать готовность отвечать как на обычные, так и на гибридные угрозы, чтобы продемонстрировать, что пятый пункт – это реальность, а не теория.

- Возможен ли вариант, когда странами Балтии придётся пожертвовать?

- Подобный сценарий очень маловероятен, тем не менее, надо быть готовыми и помнить, что Североатлантический альянс обладает огромным потенциалом сдерживания. У нас очень мощные силы — как обычные, так и ядерные. Силы США, Великобритании и Франции по ротации обеспечивают постоянное присутствие на земле Прибалтики, Польши и других стран. Я думаю, что любой противник понимает, что провоцировать конфликт с НАТО очень опасно.

После выполнения задач Уэльского саммита мы станем ещё сильнее, и будем способны отреагировать в 1-2 дня – у нас будет надёжная стратегия против описанного Бжезинским сценария.

- Латвия готовится выделять 2% от ВВП на нужды оборонной отрасли.

- Лучше поздно, чем никогда. Конечно, будет трудно сделать это быстро, внутренние решения касательно того, как распределять ограниченные ресурсы, будут непростыми. Это хороший пример для других союзников, и мы надеемся, что во время следующего саммита, который состоится в Варшаве в 2016 году, положительные тенденции наметятся у каждого из 28 союзников.  

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное