Список №1. Jaunā Vienotība — визитная карточка

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

1 октября в Латвии состоятся выборы в 14-й Сейм. Rus.LSM.lv начинает марафон «Выбери будущее!». Каждый будний день в прямом эфире мы обсуждаем предвыборные программы с кандидатами в депутаты. Знакомим избирателей с 19 политическими партиями и объединениями — какой они видят нашу страну в ближайшие четыре года, какие обозначили «красные линии» и приоритеты. В эфире передачи «ТЧК» 5 сентября были политики из партии Jaunā Vienotība («Новое Единство»).

Партия Jaunā VIENOTĪBA была зарегистрирована в реестре политических партий в 2010 году. До этого называлась Vienotība.

Всего 115 кандидатов. Рижский список возглавляет министр иностранных дел Эдгар Ринкевич. Видземский - открывает премьер-министр Кришьянис Кариньш. В Земгале первый номер у министра финансов Яниса Рейрса. Под первым номером по Латгальскому избирательному округу баллотируется депутат Сейма Рихард Козловскис, в Курземе — депутат 13-го Сейма Арвил Ашераденс.

Средний возраст претендентов 46 лет. Высшее образование имеют 103 кандидата, среднее — 12. В графе национальность «латыш» написали 102 кандидата, 9 человек национальность предпочли не указывать.

В передаче «ТЧК» 5 сентября приняли участие кандидаты в депутаты 14-го Сейма Айнар Латковскис, Инесе Либиня-Эгнере, Анда Чакша и Карлис Шадурскис.

Блиц-опрос

1. Вы проголосуете за переизбрание Эгила Левитса на второй президентский срок?

Либиня-Эгнере: «Во-первых, должен быть готов кандидат. И любой депутат Сейма может подать кандидатуру на пост президента... Мы дождемся еще мнения самого г-на Левитса, и если он будет готов, то мы будем решать у себя во фракции».

Латковскис: «Важно и то, какие другие кандидаты будут выдвинуты, нужно обсудить всех кандидатов».

2. Надо ли ввести в Латвии обязательную военную службу?

Чакша: «Здесь очень важно содержание. Когда мы говорим об обязательном военном обучении, мы не можем просто перенять какую-то старую историю сейчас! Поэтому мы во фракции и в партии обсуждали, что и содержание должно быть понятным, и на что мы призываем молодых людей — и это очень важный инструмент для защиты нашей страны».

Латковскис: «Это служба по обороне государства. И есть возможность также служить в пожарной охране, в Погранохране, в полиции. И, возможно, проходить альтернативную службу, работая в больнице. Все эти возможности будут указаны в законе, который скоро будет передан на обсуждение в Сейм. Решать предстоит депутатам».

3. Согласно новой системе оплаты труда в госуправлении, зарплаты высших должностных лиц в 2023 году увеличатся в среднем на 40%. К примеру, оклады спикера Сейма, премьера и президента вырастут до 7 600 евро. Проголосуете ли вы за заморозку роста зарплат высших должностных лиц?

Латковскис: «Три года назад, когда еще не было ни пандемии, ни кризиса, мы проголосовали за заморозку зарплат депутатов Сейма. Они не повышались три года. И если будет развиваться такая ситуация, при которой инфляция съест доходы населения — мы не постесняемся изменить закон и в отношении исполнительной власти. Бюджет 2023 года будет принимать уже 14-й Сейм».

4. Должны ли депутаты Сейма получать компенсацию за расходы на транспорт и аренду жилья?

Чакша: «Мы смотрим, что представителей народа избирают из разных слоев населения. Может быть, на один созыв человек уходит с работы, у него может оставаться семья далеко... В Резекне, Даугавпилсе, Лиепае. Оплата труда не покрывает, возможно, полностью все эти расходы. Думаю, транспортные компенсации я бы поддержала (хотя я их сейчас не использую)».

Латковскис: «В Сейме 36 депутатов из Рижского округа, но там не треть, а 2/3 депутатов-рижан, потому что из регионов, из более далеких мест люди просто не участвуют, они не баллотируются на выборах. И если  у нас не будет этой компенсации расходов за аренду жилья — у нас же вообще не будет кандидатов из Лудзы, Краславы, Лиепаи...»

Как пояснили гости «ТЧК», наличие компенсаций для иногородних депутатов снимает преимущество коллег-рижан перед ними — ведь те, у кого есть свое жилье в столице, на аренду не тратятся, и их транспортные расходы гораздо меньше.   

5. Могут ли невакцинированные и не переболевшие Covid-19 депутаты очно участвовать в заседаниях Сейма?

Шадурскис: «Ну, сейчас нет никаких препятствий для этого. А какой будет ситуация осенью — будем думать. Мнение медиков — осенью не будет такой тяжелой эпидемии, и могут потребоваться только какие-то отдельные меры предосторожности».

Анда Чакша, медик по профессии, добавила, что вакцинация от Covid-19 сейчас настоятельно рекомендуется людям с хроническими заболеваниями, старше 65 лет, и эта мера направлена для защиты их собственного здоровья. Это касается и депутатов Сейма. Как будут проходить заседания Сейма, будет зависеть от общей эпидемиологической ситуации.

6. Чтобы в Латвии состоялся референдум, его инициаторам нужно собрать порядка 150 тысяч подписей (это десятая часть от имеющих право голоса). Нужно ли опустить эту планку?

Все: «Нет, не нужно».

Либиня-Эгнере: «Думаю, нам нужно учитывать, что мы одна из редких стран, где это можно сделать в электронном виде. (..) Если есть желание быть политически активным, это может сделать любой. И мы существенно отличаемся от других стан, где нужно идти к нотариусу».

Шадурскис: «Референдум — достаточно дорогое мероприятие, поэтому нужно думать о деньгах налогоплательщиков. И нужно, чтобы референдумы не проводились о вопросах, имеющих очень небольшое число сторонников».

7. Семья – это союз только между мужчиной и женщиной?

Шадурскис: «Модели семьи очень разные! У нас есть, к сожалению, очень много семей, где только один взрослый и дети».

Чакша: «Или один взрослый плюс один взрослый из другого поколения — это тоже семья!»

Либиня-Эгнере: «Семья — это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, и нам не следует (как государству) вместо них принимать это решение: кто является семьей, а кто нет. Мы как государство должны дать возможность этим семьям быть полноценно в обществе, не стигматизируя ни одну семью и давая всем равные возможности».  

Шадурскис: «Те времена, когда государство лучше знало и решало за людей — сейчас люди лучше знают, что такое семья».

8. Могут ли банки, медучреждения или другие частные компании предлагать клиентам обслуживание в том числе на русском языке?

Чакша: «В программе нашей партии есть установка, что латышский язык надо не только знать, но и использовать. Дома вы можете говорить на любом языке, но в общественном месте, конечно, латышский».

Либиня-Эгнере: «Важно, чтобы в Латвийской Республике можно было любую услугу получить на латышском языке. Коммерсант может договориться и общаться на английском, немецком, французском, мы свободная демократическая страна. Но в ЛР каждый должен иметь возможность получить услугу на латышском. (..) Обслуживание на русском не может являться условием — требовать знания любого языка, кроме государственного, нельзя».  

Чакша добавила, что в медицине с пациентом стараются говорить на понятном ему языке: «Нельзя бросать человека в беде. Но базовый язык — латышский».

9. Если в течение 4-х лет состоится голосование о принятии Украины в Евросоюз, и вы будете в Сейме — как вы проголосуете?

Все: «За!»

10. Поддержите ли вы идею размещения ядерного оружия на территории Латвии?

Латковскис: «Не было никогда такой установки. Наша установка касается постоянного присутствия сил НАТО в Латвии. А по поводу ядерного оружия — это должно быть общее решение стран-участниц НАТО, и если будет такая необходимость — это будет общее решение, а не только Латвии».

Красные линии

С какими партиями Jaunā Vienotība не представляет себя в коалиции и с кем для нее компромиссы невозможны?

Шадурскис: «Принцип очень прост. Мы в первую очередь смотрим на партии существующей коалиции и ее возможные модификации».

Либиня-Эгнере: «Партия должна быть демократической и полностью поддерживать внешнюю политику и конституционные основы Латвийской Республики. Но, насколько я публично слышала, у некоторых партий нет, мне кажется, даже никакого понимания, что заложено в Конституцию ЛР. Поэтому за пределами коалиции на данный момент есть только несколько политических сил, о которых можно было бы думать. Но много и неизвестных, поэтому подождем результатов выборов».

Латковскис: «Это не означает, что у нас нет красных линий! Но будут еще дебаты по поводу кандидатов в премьеры... Мы не можем идти вместе с партиями, которые тащат нас обратно в Советский Союз!»

Шадурскис: «И, конечно же, с популистами. Потому что если посмотреть на обещания некоторых партий — ну, просто страна счастья в Латвии будет. С такими очень сложно работать».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное