В предыдущих опросах предвыборного проекта Rus.lsm.lv мнения респондентов где-то совпадали, где-то расходились. Когда же речь зашла о здравоохранении, разбирающиеся в отрасли люди поставили совершенно одинаковый диагноз: хроническое недофинансирование.
Отсюда всем известные симптомы. Во-первых, это большие расходы самих пациентов на вроде бы оплачиваемую государством медицину. Доля частного софинансирования в Латвии в 2011-м составляла 48,4% — больше, чем в Болгарии и Румынии (слава Богу, меньше, чем в Албании). При том, что средний по ЕС уровень составлял 25,15%.
Во-вторых, нехватка специалистов. Директор Кулдигской больницы и бывший министр здравоохранения Ивар Эглитис описал ее очень доходчиво:
«К некоторым специалистам невозможно попасть даже за деньги».
По его словам, только в прошлом году страну покинули около 200 врачей – уехали в Германию, Великобританию, Скандинавию. На вопрос, сколько новых пришли в отрасль, он затруднился дать точный ответ, но привел пример: «Мы в нашей больнице из года в год пишем письма в Министерство здравоохранения, чтобы нам прислали специалистов. Ни один запрос не был удовлетворен. И так во всех регионах».
Третий симптом является запущенным осложнением второго.
Это — очень длинные очереди. Настолько длинные, что многие сограждане за время ожидания успевают получить инвалидность или умереть.
Стоимость лекарства примерно известна: дополнительные 300 млн. евро в год. Только пока не ясно, откуда нынешние и будущие политики рассчитывают взять эту сумму. Или не хотят говорить, чтобы не портить вам настроение за пару недель до выборов.
Потому что добыть всю необходимую сумму в рамках бюджета, скорее всего, невозможно. Даже если налоговые поступления в ближайшие годы существенно увеличатся за счет какого-то невероятно быстрого роста экономики и успешной атаки на «серый» и нелегальный бизнес, все полученные лишние средства потратить на медицину не удастся (есть еще оборона, образование, наука, культура и всем им нужно больше денег, чем сейчас).
Оптимизация управления, по мнению И. Эглитиса, возможно, позволит сберечь несколько миллионов, но никак не несколько сотен миллионов. Повышение налогов – тоже не вариант, потому что опять пойдет в рост теневая экономика. Остаетесь вы, дорогие пацие... то-есть, простите, избиратели.
Логику решения подробно объяснил Петерис Лейшкалнс из Латвийской конфедерации работодателей (ЛКР). Сейчас государство тратит на здравоохранение около 700 млн. евро в год. Из них около 300 млн. уходит на неотложную помощь – не только на «скорую», но и на необходимые для сохранения жизни процедуры в больницах. Дефицит финансирования составляет те же 300 млн. евро. В стране из 2 млн. человек примерно половину составляют люди, находящиеся вне рынка труда – дети, молодые родители, пенсионеры, безработные и так далее.
Остается миллион работающих. Соответственно, чтобы закрыть нехватку, нужно, чтобы каждый из них платил где-то 350 евро в год или 30 евро в месяц.
Повышение расходов людей можно было бы частично компенсировать, снизив ставку подоходного налога с населения и увеличив минимальную заработную плату.
«Конечно, это политически тяжело и непопулярно. Но совершенно необходимо создать такую систему, при которой человек, который попал в беду, за нормальные деньги может получить ту услугу, которая ему нужна и тогда, когда она ему нужна. О размерах платежа, учитываемом периоде (чтобы не было так: человек два года платил, пропустил два месяца и вылетел из системы) можно дискутировать. Главное – договориться о принципе», – заявил эксперт по социальным делам ЛКР.